- Есть проблема и с подготовкой отдельных врачей. Если врач пропустил опухоль ротовой полости – это двойная беда, потому что не заметить ее нельзя.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
ДОСЬЕ «КП»
Александр Геннадьевич ЖУКОВЕЦ – кандидат медицинских наук, онколог-хирург высшей категории. Заведующий кафедрой онкологии БелМАПО. Член Белорусского общества онкологов, Международной федерации специалистов по опухолям головы и шеи (IFHNOS), Российского партнерства специалистов по опухолям головы и шеи (RPHNOS). Автор и соавтор более 300 научных публикаций, 16 инструкций по применению, 15 изобретений и патентов.
- Александр Геннадьевич, белорусов-мужчин все чаще пугают раком легкого, женщин – раком молочной железы. С чем обращаются к вам?
- В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова, который является клинической базой кафедры, обращаются со всеми видами опухолей. Однако если говорить об опухолях головы и шеи, это рак языка, щек, дна ротовой полости, глотки и гортани.
- Если женщины будут и дальше перенимать вредные привычки мужчин, – количество онкологических заболеваний, в том числе и слизистой оболочки ротовой полости увеличится.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
Только в 2015 году белорусам поставили 1500 онкологических диагнозов этих органов, рак гортани – еще 670 случаев. Опухоли этих органов в общей массе онкологических диагнозов составляют около 5%.
К сожалению, 1-я и 2-я стадии – а это опухоли до двух и четырех сантиметров соответственно - в том же 2015 году выявлены только у 30% пациентов, у 70% - 3-4 стадии. Рак гортани на начальной стадии выявлен почти у половины пациентов – там жалоб больше: сложнее дышать, развивается осиплость голоса – это побуждает обратиться к врачу пораньше. Притом, что осмотр ротовой полости проще, чем осмотр гортани.
- Осиплость побуждает обратиться к врачу, а двухсантиметровая штука во рту - нет?!
- Дело в образе жизни многих пациентов. Заболеваемость раком слизистой оболочки ротовой полости в несколько раз выше у курящих и пьющих, которые даже к стоматологам ходят только в том случае, если сильно заболит.
Есть такой показатель – одногодичная летальность, он означает, что пациент умер в том же году, в котором обратился к врачу. В 2015 году для пациентов с раком слизистой оболочки ротовой полости он составлял 37%, с раком гортани – 20%.
Женщины болеют редко: на 10 мужчин примерно одна женщина. Среди пациентов-мужчин 95% - это длительно и очень много курящие люди. Из них примерно половина злоупотребляет алкоголем. Спирт сам по себе не является канцерогеном, но он способствует всасыванию в организм канцерогенов из сигаретного дыма.
- Многие из тех, у кого развился рак слизистой оболочки ротовой полости, за компьютерами вообще никогда в жизни не сидели.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
«Есть проблема с подготовкой отдельных врачей»
- Пик заболеваемости приходится на 60-65 лет, но половина всех заболевших – люди трудоспособного возраста. То есть 50% людей с раком слизистой оболочки ротовой полости на работу ходят, а к врачам – нет.
Правда, есть проблема и с подготовкой отдельных врачей. Если врач пропустил опухоль ротовой полости – это двойная беда, потому что не заметить ее нельзя.
Мы несколько раз в год проводим семинары с врачами-стоматологами и лор-врачами, подвижки есть, но глобально ситуация пока не меняется. На кафедре онкологии БелМАПО начали проводить специальные курсы по ранней диагностике и лечению рака головы и шеи.
- Женщины болеют теми же опухолями головы и шеи, что и мужчины, просто в разы реже.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
- Многие бьют в колокола, утверждая, что рак молодеет.
- Что касается опухолей головы-шеи, как такового омоложения не происходит, основная масса наших пациентов – люди после 50 лет. Здесь хорошо известны причины: табакокурение, злоупотребление алкоголем, в меньшей степени - вирус папилломы человека, плюс хроническая травма слизистой оболочки нелечеными зубами, плохими коронками. Хотя сама по себе бактериальная инфекция к развитию рака слизистой оболочки ротовой полости отношения не имеет.
- Есть те, кто боится излучения компьютеров…
- Все это можно изучать, но многие из тех, у кого развился рак слизистой оболочки ротовой полости, за компьютерами вообще никогда в жизни не сидели. Самая высокая заболеваемость данным видом рака - в Индии, где распространено жевание смесей с листьями бетеля, который отнесен ВОЗ к канцерогенным факторам.
Соотношение заболеваемости-смертности у нас лучше, чем в России и Украине. Тем не менее заболеваемость растет, мы потихоньку входим в группу стран с высоким риском развития рака слизистой оболочки ротовой полости.
Очень важна ранняя диагностика: какую бы хорошую операцию мы ни сделали, если случай запущенный - шансы на выздоровление резко уменьшаются.
У меня был случай, когда парень лет 30-ти обратился в поликлинику с образованием на щеке. Сделали биопсию – доброкачественное. Растет - сделали вторую. Его путь к нам длился месяца три, приехал, когда опухоль занимала уже всю щеку, сантиметров восемь была, как изъязвленный гриб. Мы все красиво удалили, микрохирургически переместили лоскут с другой части его тела, провели лучевую терапию. И хоть на момент его обращения к нам метастаз не было, через год после операции парень погиб - опухоль оказалась слишком большой...
- Очень важна ранняя диагностика: какую бы хорошую операцию мы ни сделали, если случай запущенный - шансы на выздоровление резко уменьшаются.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
«Пациенты часто обращаются, когда уже не могут ни есть, ни пить»
- Правда, что после таких операций часто показаны пластические операции?
- Пластика при необходимости у нас выполняется всем пациентам. Все, что делают за рубежом, выполняют и у нас. Ставим протезы, делаем реконструкцию нижней челюсти с использованием донорской и собственной кости.
Мы проводим и органосохраняющие операции, когда удаляется лишь пораженная часть органа. Например, при небольшой опухоли языка, гортани. Человек потом нормально разговаривает, кушает.
Если операция может серьезно нарушить функцию глотания, жевания и речи, мы выполняем пластическое устранение анатомических дефектов – перемещаем лоскуты из другой части тела пациента или используем пластику местными тканями.
В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова проводятся и международные исследования, в том числе и при опухолях слизистой оболочки ротовой полости. Как правило, эти исследования финансируют зарубежные компании, и их вполне удовлетворяет уровень подготовки специалистов и имеющееся оборудование, притом, что требования к белорусским врачам-исследователям у них такие же, как и к американским.
- Многие пациенты отказываются от лечения?
- В 2015-м году отказалось от лечения 1,3% пациентов с опухолями головы и шеи. Но если пациент откажется в этом году – все равно придет в следующем, а что мы сможем тогда сделать? Часто такие пациенты обращаются, когда уже не могут ни есть, ни пить.
По Закону о здравоохранении мы не должны скрывать диагноз от пациента, он ведь может и в суд подать. В СССР щадили психику, в беседе с пациентом не звучало слово рак, тогда как в США и Европе всегда говорили прямо – там многое завязано на финансовых и юридических моментах.
Но ведь у нас и сейчас не обязательно говорить прямо, можно сказать про опухоль, про опасность, про возможности лечения. Есть ранние опухоли, которые хорошо лечатся и без операции - тот же рак гортани 1-2 стадии. С пациентом надо оговаривать эти моменты, чтобы он не боялся. Но нужно учитывать и психологические особенности у части наших пациентов, особенно злоупотребляющих алкоголем.
- Знаю случай, когда человеку сказали, что у него рак языка, нужна срочная операция по удалению его части. После нее человек говорить уже не будет?
- Почему? Говорят даже после удаления гортани и языка. Если человек хочет говорить – его обучат в период реабилитации, даже после удаления гортани и голосовых связок. Да, голос не похож на прежний, но позволяет удовлетворительно общаться и даже говорить по телефону.
Сейчас мы ставим и голосовые протезы. После удаления гортани между пищеводом и трахеостомой (дыхательный проход. – Ред.) формируется отверстие (шунт), куда устанавливается силиконовый протез. Он позволяет переключать воздух из легких в ротоглотку, пациент прикрывает шунт, воздух направляется по естественному пути, и человек говорит достаточно быстро и внятно.
«Ранка во рту после лечения не заживает две недели? Бегом к онкологу»
- Количество онкологических диагнозов растет, некоторым удобно считать, что рак – это просто хроническое заболевание…
- Они правы, при этом важно помнить, что это не инфекционное заболевание. Некоторые - причем образованные люди! - до сих пор боятся, что рак передастся им или их детям. Дико такое слышать.
- Может, они перестраховываются, помня, что не все еще изучено?
- Нет, в основном мы знаем, как развивается опухоль, просто пока не всегда можем контролировать эти процессы.
Рак не возникает внезапно, это длительный процесс. Вначале, как правило, присутствует предопухолевый фон (предрак) - заболевания слизистых оболочек, например, красный плоский лишай, эритроплакия и др. Лучше сразу избавляться от папиллом на слизистых оболочках. Это не те папилломы, что на коже – из таких рак не развивается, это скорее косметический недостаток.
Бывают хронические язвы. Если ранка во рту после назначений стоматолога или лор-врача не заживает две-три недели - это повод обратиться к онкологу.
Сейчас популярны опухолевые маркеры, но в основном они используются для контроля эффективности лечения. К тому же для слизистой оболочки ротовой полости таких маркеров нет. Эти опухоли относятся к опухолям визуальной локализации, ее можно увидеть при осмотре. Полусантиметровую при внимательном осмотре не увидеть сложно - а это ранний рак, который может быть излечен и без операции!
- Женщины всю жизнь, некоторые ежедневно, пользуются пенками, лаками, спреями для волос, вдыхая вредные пары. Насколько это опасно?
- Трудно сказать насколько это влияет на возникновение и развитие опухоли. В молодом возрасте чаще всего развиваются генетически обусловленные раки.
Раковые клетки постоянно образуются в разных частях организма, в том числе в слизистой оболочке ротовой полости. У организма есть специфические механизмы контроля над ними, но со старением организма стареют и механизмы. Плюс организм постоянно испытывает воздействие канцерогенных факторов – как физических, так и химических, все это копится.
- А с чем к вам чаще попадают женщины?
- Женщины болеют теми же опухолями головы и шеи, что и мужчины, просто в разы реже. Несколько чаще возникают у женщин опухоли слюнных желез, причины их возникновения не до конца изучены.
Кстати, в США возникла новая тенденция: мужчины стали меньше курить – цифры по заболеванию раком легкого у них снизились, но привычку переняли женщины – и растет уже количество рака легкого у слабого пола.
Если женщины будут и дальше перенимать вредные привычки мужчин, – количество онкологических заболеваний, в том числе и слизистой оболочки ротовой полости, у женского пола будет увеличиваться.
Так, раньше у мужчин часто возникал рак губы – он был связан не просто с курением, а с курением сигарет без фильтра, соответственно, ожогами губы. Перешли на сигареты с фильтром – и сегодня рак губы встречается редко. Но курить меньше не стали, поэтому рак полости рта и гортани как увеличивался, так и продолжает увеличиваться...
Кроме опухолей слизистых оболочек нередко на коже головы и шеи часто развивается плоскоклеточный и базальноклеточный рак (до 80% всех случаев данного рака). К счастью, пациенты обращаются достаточно быстро: 1-2 стадия диагностируется более чем в 90% случаев. Некрасиво же ходить с незаживающей ранкой или плотным узлом на лице.
Плоскоклеточный рак протекает агрессивнее, чем базальноклеточный, который порой растет годами, за год-два может достичь размера 1-2 сантиметров. Но если не лечить, может поразить и все лицо.
- Заболеваемость растет, мы потихоньку входим в группу стран с высоким риском развития рака слизистой оболочки ротовой полости.Фото: СВЯТОСЛАВ ЗОРКИЙ
- А когда ком в горле – это тоже ваши пациенты?
- Маловероятно. Ком в горле – это другое: это ощущение, нежели реальные вещи.
К нам такие пациенты иногда приходят, но они скорее нуждаются в консультации психолога или психотерапевта. Иногда это неврологические симптомы.
С другой стороны, если такие ощущения не периодические и не связаны с ситуативным волнением – лучше перестраховаться и показаться хотя бы лор-врачу.