Монголия. Русское (советское) кладбище. Город Сайншанда.

09.06.2019
Монголия. Русское (советское) кладбище. Город Сайншанда.

Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год. Все фото с сайта https://legendtour.ru/rus/mongolia/pictures/sainshanda-cemetery.shtml


ВОСТОЧНО-ГОБИЙСКИЙ (ДОРНОГОБИ) АЙМАК. Русское (советское) кладбище. Город Сайншанда. 
 

На востоке Сайшанды раньше было советское кладбище, на котором были похоронены строители трансмонгольской магистрали. GPS  44°54'9.82"С 110°10'11.10"В. В настоящее время кладбище находится в ужасном состоянии. нет никакой ограды. Просто в степи в несколько рядов располагаются могилы (многие угадываются по оплывшим холмикам). Но надо отметить, что монголы не разворовывают металлические части могил. Просто за кладбищем никто не ухаживает и оно никому не нужно.
 

В сети можно найти несколько форумов посвященных этому кладбищу, кто там похоронен, почему? Каких только версий не выдвигалось. Многие версии были озвучены солдатам в Советское время (запугивали бойцов). Например версия об  отравлении питьевой воды в гарнизоне, китайскими диверсантами в 1969 году во время событий на Даманском.
 

В основном склоняются к тому, что на этом кладбище захоронены строители трансмонгольской магистрали Улан-Батор - Замын-Ууд (Дзамын Ууд) (воины железнодорожники). На кладбище захоронения 1950 - 1953 годов. Т.е. хоронились люди строившие железнодорожную магистраль. На вид на кладбище наверное более 80 могил!
 

Но недавно наткнулся в сети на главу из книги "Железнодорожные войска России. Книга 4. В период мирного строительства: 1945–1991". — М.: Русь-Стиль XXI век, 2002 Отрывок можно посмотреть в нашей библиотеке.
 

Многие факты становятся понятны. Итак что мы имеем.
 

Известные факты (из истории строительства трансмонгольской магистрали)): В рамке соглашении между МНР и СССР "О сотрудничестве", заключенного в 1946 году, началось построение железнодорожной линии Наушки - Улан-Батор в 1947 году. В резкоконтинентальных, суровых погодных условиях и послевоенных трудных временах советские специалисты, рабочие завершили проектно-изыскательных работ в кратчайший срок и начали строительство. Строительные работы начались в 1947 году, в течение двух лет была построена линия Наушки (Бурятия) - Улан-Батор длиной 400 км. В 1952 году подписано трехстороннее соглашение между правительствами МНР, СССР и КНР о начале прямого железнодорожного сообщения между СССР и КНР через МНР.  1 декабря 1955 г. открыто движение по железной дороге от Улан-Батора до Замын-Уда (713 км) и была введена в строй вся трансмонгольская магистраль (линия широкой колеи). В следующем (1956) году открыто прямое железнодорожное сообщение между СССР и КНР через МНР.
 

Итак, из вышеприведенного текста понятно, что линию Улан-Батор - Дзамын-Ууд строили в промежутке с 1949 года по 1955 год. Вроде по датам совпадает. Но информация из книги о железнодорожных войсках России вносят новые данные. Ниже приведены выдержки из текста:
 

Первые монгольские железнодорожные линии Борзя — Чойбалсан и Наушки — Улан-Батор строились при широком участии советских строителей, в том числе и воинов Железнодорожных войск. Положительно откликнулась наша страна на просьбу Монголии об оказании ей помощи в строительстве Трансмонгольской магистрали Улан-Батор — Дзамын-Удэпротяженностью 713 км.
 

К строительству этой важной для Монголии линии привлекли Железнодорожные войска. 30 ноября 1953 г. на основании постановления Совета министров СССР на базе расформированной 15-й отдельной военно-строительной дивизии МВД СССР в Улан-Баторе (МНР) было сформировано Управление 9-го железнодорожного корпуса. Его возглавили опытные руководители, прошедшие большую школу восстановления железных дорог в годы Великой Отечественной войны и организации строительства в первые послевоенные годы.
 

До сформирования корпуса строительство (в основном подготовительные работы) вело строительное управление СУ-505 МВД СССР, которое имело в своем подчинении дивизию войск МВД и исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ).

СТРОИТЕЛЬСТВО 505 И ИТЛ ГУЛЖДС ИТЛ ГУЛЖДС (Исправительно-Трудовые Лагеря Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства НКВД–МВД СССР). 
 

  • Организован 10.09.1947 года. Для осуществления стр-ва ж.д. Наушки—Улан-Батор (Стр-во 505) на базе ЗАПАДНОГО УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА И ЛАГЕРЕЙ БАМ создано СУ 505, в составе которого организованы 2 ИТ лагеря (один — в непосредственном подчинении Упр. Стр-ва 505, второй — ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС), а также лагерь в/п (японцев). В распоряжение СУ 505 приказано перебросить с участков БАМ (Известковая—Ургал, Тайшет—Братск) и Стр-ва 500 строит. организации и до 40 000 чел., в том числе 20 000 в/п — японцев (последних использовать только на участке Наушки—250-й км). Непосредственно подчиненные Упр. Стр-ва 505 лагеря организовать на 25–30 тыс. чел.;
     

  • Закрыт 14.05.53 (переименован в СЕЛЕНГИНСКИЙ ИТЛ). 
     

  • Производство: строительство ж.д. Наушки—Улан-Батор (до 29.09.48 — только участка Наушки—250-й км, позднее — до Улан-Батора), строительство Дзунбаинского нефтепромысла, крекинг-установки на Дзунбаинском НПЗ треста № 54 МНП4, ремонт дороги Улан-Батор—Саиншанда—Дзунбаин, строительство вдоль нее автобаз, обеспечение перевозки экспортно-импортных грузов по Улан-Баторской ж.д., строительство и эксплуатация оловянных и вольфрамовых месторождений в МНР (в том числе — строительство обогатительных фабрик ГОКа 505), подготовка к строительству ж.д. Улан-Батор—монголо-китайская граница в р-не Дзамын-Удэ, ремонт и реконструкция Посольства СССР в МНР, производство кирпича и извести, строит. работы, лесозаготовки, деревообработка (ДОК, ст. Мандал), авторемонт (в том числе ЦАРМ в г.Сухэ-Батор), автоперевозка транспортных грузов и песка, обслуживание каменного карьера.

Совет министров СССР, придавая особое государственное значение строительству железной дороги и в целях «безусловного выполнения плана на 1954 г. и открытия движения по этой дороге в 1955 году», постановил:

  1. Увеличить число работающих на «Строительстве 505» до 1 мая 1954 г. на 10 750 человек, для чего:
    а) Предоставить право МПС направить со «Строительства № 508» (из Советской Гавани) на «Строительство № 505» 28 ж. д. бригаду в составе 5 батальонов общей численностью 4750 человек.
    б) Обязать МПС направить на «Строительство № 505» 6 батальонов жел. дор. войск общей численностью 6000 человек с других строек ж. д. транспорта. Подготовить в 1954 г. из солдат жел. дор. войск на «Строительстве № 505»: 1700 плотников, 2200 каменщиков, 500 штукатуров, 150 бетонщиков и 600 шоферов.

И т.д. подробнее читайте здесь --->

На основании того, что 
 

  1. Не разрушенные могилы относятся к 1950 - 1953 годам.
  2. До конца 1953 года строительство трансмонгольской магистрали (в основном подготовительные работы) вело строительное управление СУ-505 МВД СССР, которое имело в своем подчинении дивизию войск МВД и исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ).
  3. Воины железнодорожники появились на строительстве магистрали только в первой половине 1954 года
     

Можно сделать вывод: скорее всего на русском кладбище в Сайншанде похоронены умершие сотрудники Исправительно-Трудовых Лагерей (как военные так и гражданский персонал), военнослужащие отдельного военно-железнодорожного батальона МВД и соответственно осужденные ИТЛ, которые трудились на строительстве железной дороги. 
 

Этим, кстати и  можно объяснить различное исполнение захоронений. На некоторых могилах установлены звезды (так обычно хоронят военных), в некоторых могилах похоронены водители (характерное оформление), некоторые могилы же просто "украшают" цементная плита.
 

Кулаков Е.В.

ЛИТЕРАТУРА
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА

Все фотографии фотоальбома: Советское кладбище в Сайншанде можно посмотреть здесь. (32 фотографии, 2014 го




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика