Легенды о призраках и привидениях многие годы лишают покоя ярославцев. Рассказы об увиденных на улицах или в домах духах умерших нередко можно услышать из уст то одного, то другого очевидца.
О самых таинственных и страшных местах нашего города мы попросили рассказать Александра Бородкина, кандидата исторических наук.
Проклятые и страшные места
Одна из самых ранних легенд: проигравший соперничество волхв из капища Велеса, находившегося в так называемой «Волосовой логовине», проклял конкретный участок современного городского центра и предрек, что от всего, что здесь будет построено, «толку не будет». Поэтому якобы были снесены храмы Власьевского прихода и дома вокруг них. Попали в этот список и памятное многим ярославцам кафе «Европа» и многие современные организации в районе Знаменской башни, часто меняющие хозяев и арендаторов.
Относительно самой Знаменской башни существует другое предание, повествующее о событиях ярославского восстания 1918 года. Это так называемая «легенда о комиссаре». Часть участвовавших в восстании ярославцев переоделась в форму германских военнопленных. Они пытались скрыться среди немецких солдат, находившихся в Волковском театре. Представитель Красной гвардии в ранге комиссара вступил с ними в переговоры и дал слово сохранить им жизнь, если они сдадутся. Но всех сдавшихся якобы расстреляли на площади между Волковским театром и Знаменской башней. Потом в арке башни стали видеть призрак комиссара, не сдержавшего своего обещания.
Знаменитая ярославская Божедомка, или Семик, - страшное место, т.к. здесь располагалось городское кладбище, на котором в братской могиле (во рву) хоронили жертв эпидемий (моровых язв), самоубийц, утопленников, неопознанные тела со всего Ярославского уезда. Захоронение «действовало» в течение года. Тела оставались непогребенными и неотпетыми до четверга седьмой недели после Пасхи. На Семик из ближайшей городской церкви сюда приходил крестный ход, велась служба, производилось отпевание, ров закапывали. А рядом копали новую братскую могилу. До сих пор по ночам жители видят в этих местах блуждающие синие огоньки, которые быстро перемещаются с места на место.
На территории современного Красноперекопского района, по старой ярославской легенде, на берегу Кавардаковского (Купального) ручьярасполагалось древнее языческое капище и находился один из синих камней, служивший объектом поклонения местных жителей. «Страшным» считается так называемый «дом управляющего» на Петропавловских прудах, где якобы лицом к лицу можно столкнуться с призраком «хозяина дома».
«Нехорошие» места
Принципиальное отличие «нехорошего места» от «страшного» заключается в том, что со временем прошлое «нехорошего места» могло забыться.
Как это произошло, например, с Красной площадью и улицей Ушинского. В этот район Ярославля за участие в Стрелецком бунте царь Петр Великий выслал несколько стрельцов с семьями. По преданию, поселились они в особой Стрелецкой слободе. Однако коренные ярославцы ходить туда не любили и дело со ссыльными старались не иметь. Очень уж лихим нравом отличались приезжие: драки, гульба, побоища и даже убийства.
В настоящее время этот район считается престижным. Однако рядом располагается знаменитый «дом с аркой», который также имеет свою «нехорошую» историю, связанную уже с эпохой сталинских репрессий. Он построен на месте снесённой церкви и церковного кладбища, и здесь не раз видели привидения репрессированных жильцов.
Забылись легенды о ярославских застенках. По старинным городским легендам, функции первых ярославских тюрем выполняли надёжные постройки ярославских монастырей. В Спасском монастыре с начала XIV века сиживали недруги ярославских князей. Именно вСпасском монастыре, по старому городскому преданию, была особая тюрьма царя Ивана Грозного. Здесь находились неизвестные узники, с которыми разговаривал только сам царь, проезжая через Ярославль из одной любимой подземной тюрьмы (Чертолье) в другую (Вологда). Иногда он захватывал с собой таинственных арестантов, которых больше никто никогда не видел.
Стерлись из памяти горожан воспоминания о концлагере, существовавшем на территории Казанского монастыря, и о том, что ТЦ «Аура» построен на месте старинного городского кладбища…
Мистические места
Ярославская легенда о храме святого Димитрия Солунского гласит, что «стены храма охраняют Ярославль». Когда строили храм, на него разрешили брать кирпичи, оставшиеся от Ярославских башен. Поэтому «стены храма» построенные из одного кирпича с башнями, действительно «охраняют Ярославль».
Однажды богатый помещик, одержимый сильной болезнью, ехал со слугами мимо Яковлевской слободы. Возле болотистой проточины он был вынужден остановиться для отдыха. Во сне он увидел крест, исцеляющий его. Проснувшись, помещик велел слугам рыть землю на этом месте, и в земле был найден приснившийся ему крест. Его приложили к больному, и тот исцелился. Крест передали в церковь. Там, где его нашли, получился колодец с целебной водой, а рядом построили деревянную часовню.
Легенда «о карете герцога Бирона» на Волжской набережной. Герцог Эрнст Иоанн Бирон, фаворит Анны Иоанновны, был сослан императрицей Елизаветой в Ярославль, где местная знать считала его ненормальным. Герцог провёл здесь 19 лет, затем вернулся на родину, где и умер. По легенде, в переулках, примыкающих к Волжской набережной, ночами появляется карета, у которой распахивается дверца, и мужской голос с немецким акцентом спрашивает у прохожих, как проехать к дому Эрнста Бирона.
Легенда о «могиле последнего ярославского князя». По старому преданию, последний владетельный князь Александр Фёдорович был похоронен в Спасском монастыре. Над могилой его лежал иссеченный камень с «эмблемами и письменами». К нему на могилу старые ярославцы долго ходили печалиться и просить заступничества.