Закрытые племена Амазонки предоставили доступ к похоронным обрядам вождя Xingu

24.10.2021
Закрытые племена Амазонки предоставили доступ к похоронным обрядам вождя Xingu
Rare access captures dances and feasts of Amazonian chief’s funeral ritual.

When a big chief dies on the Xingu indigenous reservation in Brazil, its tribes gather for a unique funeral ritual called the Kuarup. Wearing body paint and bird feathers, they join in ceremonial dances, combat and feasts to celebrate life, death and rebirth 
https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/photography/rare-access-amazonian-chief-funeral-rit...


Тапи Явалапити, касик Явалапити (вождь), идет рядом с женщинами во время закрытия похоронного ритуала Куарупа, чтобы почтить память своего отца Касика Аританы, в парке коренных народов Шингу в Бразилии, 12 сентября 2021 года. REUTERS/Уэсли Марселино


Мужчины из разных племен борются во время погребального ритуала Куарупа, чтобы почтить память Касика Аританы, в парке коренных народов Шингу в Бразилии, 12 сентября 2021 года. REUTERS/Уэсли Марселино


Мальчик из Явалапити принимает участие в акции протеста против президента Бразилии Жаира Больсонаро во время похоронного ритуала Куарупа в честь памяти Касика Аританы в парке коренных народов Шингу в Бразилии, 12 сентября 2021 года. REUTERS/Уэсли Марселино


смотрите фото по ссылке https://www.reuters.com/world/americas/besieged-amazon-tribes-grant-rare-access-xingu-chiefs-funeral...


Автор  Уэсли Марселино - Reuters.

Когда в резервации коренных народов Xingu умирает большой вождь,  племена собираются для уникального похоронного ритуала «Куаруп». Окрасив тела с птичьими перьями, они участвуют в церемониальных танцах, сражениях и пирах -  отпраздновать жизнь, смерть и возрождение.

Потеря вождя Аританы народа Явалапити в августе из-за COVID-19 потрясла Шингу, оставив его племена без сильного лидера и способного переговорщика, способного объединить их против растущего давления на сельскохозяйственную границу Бразилии, которая продвинулась через саванну Серрадо  в тропические леса Амазонки.

Осажденные незаконными лесорубами, скотоводами, фермерами по выращиванию сои и даже золотодобытчиками, общины Шингу сталкиваются с растущей деградацией своей естественной среды обитания и проблемой сохранения ее богатого биоразнообразия для будущих поколений, говорит сын и вероятный преемник Аританы Тапи Явалапити.

"Сегодня мы не едины. В Шингу больше нет никого, кто мог бы организовать всех вождей", - сказал Тапи агентству Рейтер, сидя на ветке дерева на берегу притока реки Шингу, которая, как он опасается, высыхает из-за сельскохозяйственного использования.

"Наша главная задача - снова собраться вместе, чтобы спасти наши земли", - сказал он.

Фотограф агентства Рейтер был единственным журналистом, приглашенным на похороны в прошлом месяце, которые длились несколько дней и собрали более тысячи представителей соседних племен.

Следующее поколение лидеров Шингу стремится к единству в критический момент, поскольку крайне правый президент Жаир Болсонаро подрывает права коренных народов, поощряя коммерческое сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых на охраняемых землях при поддержке влиятельных политических лобби в Бразилии. 

Некоторые жители Шингу поддались искушению продать древесину или арендовать сельскохозяйственные угодья посторонним, хотя они все еще составляют меньшинство в резервации, занимающей больше земель, чем Израиль.

Изменение климата также приводит к высыханию лесов и увеличению риска пожаров, сказал Тапи, обратившись за помощью извне.

"Нам нужно сохранить окружающую среду, чтобы сохранить наш образ жизни и нашу культуру, а также для всего человечества".

Сверху виден разительный контраст между зелеными лесами Шингу и коричневыми возделанными полями, которые сегодня вплотную подходят к границам резервации в западной Бразилии.

По словам антрополога Клаудии Франко, посевные машины, распыляющие пестициды, загрязняют верховья Шингу и близлежащих рек, уровень которых с каждым годом все больше падает, поскольку фермеры, выращивающие сою, используют больше воды для орошения.

Рыба, основной источник белка племен, настолько жизненно важна для существования народа Шингу, что шаманы выпускают дым из трав в религиозном обряде, чтобы защитить рыбаков от аллигаторов, прежде чем они забросят свои сети через реку.

Затем жители деревни лакомятся рыбой, приготовленной на большом открытом огне и поданной на блинах под названием бейю, приготовленных женщинами из маниоки.

Мужчины жалуются, что рыбы с каждым годом становится все меньше, так как река становится ниже по мере приближения границы сельского хозяйства.

Резервация была создана в верховьях реки Шингу в 1961 году после кампании Орландо и Клаудио Виллаш-Боаш. Братья защитили племена от наступающих поселенцев, получив правовую защиту для первой крупной территории коренных народов в Южной Америке.

С тех пор ряды явалапити выросли с 40 человек, переживших эпидемию кори в 1950-х годах, до примерно 300 человек, живущих сегодня в больших коммунальных домах с соломенными крышами.

Орландо Виллаш-Боаш выбрал Аритану главным вождем племен Шингу из-за его мудрости, лидерских качеств и дипломатических навыков, сказал его сын Тапи.

Павший вождь был одним из 12 человек в общине, убитых КОВИДОМ-19, большинство из которых были старейшинами, которые взяли с собой знания о прошлом Явалапити, включая истории и песни, которые сохранили их культуру живой.

В настоящее время все взрослые в общине прошли вакцинацию против коронавируса.

Женщины плакали несколько дней, оплакивая смерть Аританы и трех других старейшин племени. Мужчины маршировали по земляной площади деревни, трубя в длинные бамбуковые трубы.

Духи умерших были удостоены четырех раскрашенных стволов деревьев, расположенных в центре круглой деревни.

Мужчины обмазали свои тела черной краской из плодов дерева дженипапо и ярко-красной краской, приготовленной из семян урука, которые кипятят, образуя шарик пасты.

Современная чувствительность смешалась с традицией. Краска на лице одного мальчика напомнила заклятого врага Бэтмена - Джокера, и на его груди было написано политическое послание: "Долой Болсонаро".

Кульминацией ритуала Куарупа является соревнование в боевых искусствах между яркими воинами из девяти племен, которые сначала топают по центральной части деревни в военном танце, прежде чем начнется борьба.

"После нескольких часов плача и стенаний, перед рассветом, души умерших покидают стволы деревьев, чтобы присоединиться к своим предкам в подземном мире", - сказал Франко.

Репортаж Уэсли Марселино

Автор сценария Энтони Боудл

Редактирование Брэда Хейнса и Лизы Шумейкер

Подробно читайте по ссылке https://www.reuters.com/world/americas/besieged-amazon-tribes-grant-rare-access-xingu-chiefs-funeral...

https://www.instagram.com/p/CVRH6U7s2SR/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading

Waurás - Pioneers of the Xingú   https://vimeo.com/36566110

Foto   https://www.scmp.com/photos/today-photos/3153154/amazon-tribes-grant-rare-access-xingu-chiefs-funera... 



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика