Похоронные обряды в Чечне претерпели изменения в последние годы: из-за желания провести поминки "не хуже других" родственникам усопшего приходится тратить на них значительную часть годового дохода. Повлияла и пандемия – местные жители говорят о существенном росте числа смертей, несмотря на невысокую официальную статистику.
10 лет назад когда в селе кто-то умирал, траур был у всех, вспоминает жительница Веденского района Чечни 80-летняя Тумиша: "Неделю в том доме не готовили еду – из очага не должен выходить дым. Поэтому семью в эти дни кормили родственники. Телевизор в доме, где идет траур, не включали год. Соседи в знак поддержки открывали ворота, а приехавших с соболезнованиями из других сел заводили к себе в дом, там они делали намаз, ели и отдыхали".
В последние 10 лет ситуация изменилась, а когда в республику пришла пандемия коронавируса, "смерти перестали удивлять", полагает собеседница.
"Искренне скорбящих людей мало. Приходят женщины соболезновать, подошли к родственникам, поплакали, а после занимают задние места и весь день сидят в телефоне или сплетничают, – говорит она. – Потом переходят в другую комнату, там едят, пьют чай и так до вечера, словно в ресторан пришли. Никакого сочувствия к тем, кого постигла беда. Бывает хуже: здесь похороны, а на соседней улице свадьба".
Вы видели, какие столы накрывают на похоронах? Как на свадьбе!
"Сегодня многое изменилось не в лучшую сторону. Вы видели, какие столы накрывают на похоронах? Как на свадьбе! Достают самую красивую фарфоровую посуду, а раньше утварь брали на кладбище – там есть специальный домик, где хранится все необходимое для поминок. Каждой женщине, которая приходит выразить соболезнования, вручают пакеты со сладостями и фруктами. И тут предвзятое отношение: "Смотри, вон та свекровь моей дочери, положи ей в пакет побольше фруктов, а вон та – мать главы администрации села, ей тоже погуще, пожирнее", – описывает жительница Чечни Хижан Гатаева.
В Веденском районе республики богословы несколько лет назад приняли в устной форме фетву (решение. – Прим. ред.) о запрете раздачи на поминках пакетов с продуктами. Они выступили и за то, чтобы на столах было минимум еды – мясо, бульон и чай. Все остальное назвали чрезмерной расточительностью.
Разницу в подходе к прощальным обрядам сегодня и 10 лет назад отмечает старейшина похоронной процессии (туркх) одного из сел Чечни. В его обязанности входит оповещение односельчан о смерти и организация погребения.
"Раньше, когда в селе кто-то умирал, все понимали, что это траур, и хоронили скромно, без пышности. А сейчас, когда заходишь в дом, куда пришла беда, стоишь в растерянности и думаешь: здесь похороны или свадьба? – недоумевает собеседник. – Столы накрывают словно в лучших ресторанах. Это очень обременительно для тех, кто еле-еле дотягивает до зарплаты или до пенсии. Мало того что человек потерял близкого человека, так перед ним появляются большие обязанности, а значит, лишняя головная боль".
Изменился и дресс-код участников похоронной процессии, добавляет он. Если раньше на похороны из уважения к усопшему одевались строго, то сейчас к этому требованию стали относиться вольно.
"Многие женщины одеваются как на концерт. Приходят в облегающих, пестрых нарядах, постукивая каблучками. Что касается молодых людей, я, конечно, рад, что они участвуют в этом богоугодном деле, но огорчает то, что они приходят на траурную церемонию в неподобающем виде. В коротких футболках, облегающих джинсах, чаще можно видеть и без головного убора, хотя ислам обязывает каждого быть в головном уборе", – замечает старейшина.
Если сравнить с прошлым, у мужчин дресс-код на похоронах остался прежним, говорит этнограф Залпа Берсанова: "Обязателен длинный рукав, застегнутый ворот, головной убор. Женщины раньше приходили в черных платках, длинных платьях с длинным рукавом, ни в коем случае никакой косметики".
В последнее время многое изменилось, продолжает Берсанова. Пандемия увеличила число смертей. Люди стали реже плакать, хотя посещение семьи, где проходит траур, по-прежнему обязательно.
"Посещение тезет (места, где проходят поминки. – Прим. ред.) считается обязательным, за исключением периода карантина, который был в Чечне с конца марта по июнь, – говорит этнограф. – В старину когда в семье кто-то умирал, в этом доме не положено было готовить еду, соседи приглашали тех, у кого случилось горе, к себе домой и угощали. Сейчас все изменилось: еду готовят все три дня, когда стоит тезет, правда, чаще всего в том доме или дворе, где собираются женщины. Иногда у соседей. Чаще всего это просто отварное мясо, бульон, хлеб, но некоторые стали изощряться, готовя разные блюда как на свадьбу".
По шариату наибольшие расходы приходятся на первые три поминальных дня, рассказывает этнограф. Введенный самими же жителями новый порядок велит, чтобы родственники усопшего обеспечили изобилие еды.
"Поминальный обряд происходит в первый четверг после того, как закончится трехдневный тезет. Чаще всего забивают корову, раздают жертвенное мясо, читают в доме усопшего мовлид или зикр (религиозные обряды. – Прим. ред.). Раздают также пакеты с набором продуктов. На все эти мероприятия уходит примерно 300 тысяч рублей, но у всех по-разному. Это зависит от состоятельности семьи, от количества людей и т.д.", – заключает этнограф.
Расточительный обычай противоречит канонам ислама
В Чечне имамы призывают не устраивать пышные похороны. "Многие сами живут в нищете, но все равно приложат силы, чтобы все было роскошно. Я всегда на своих пятничных наставлениях твержу одно и то же: расточительный обычай противоречит канонам ислама, запрещается транжирить на поминках. Но меня никто не слышит", – говорит имам одного из горных районов Чечни Сайд-Ахмед (имя собеседника изменено. – Прим. ред.).
Однако у новых поминальных традиций есть и свои сторонники. 70-летний Умаров Сайпудин из Сержень-Юрта – один из тех, кто хочет быть погребенным, как он говорит, достойно: "Я доволен тем, как у нас в селе хоронят и как роскошно справляют поминки. Ведь никто из нас с собой в могилу ничего не заберет в тот день! И поэтому проводы должны быть щедрыми".
Примерные цены на похороны в Чечне (данные из объявлений сайта "Авито"):
- Надгробный памятник – 15–20 тыс. рублей;
- Памятник из натурального гранита – 65 тыс. рублей;
- Надгробные таблички – 2–4 тыс. рублей;
- Омовение и заворачивание в саван – 10 тыс. рублей;
- Зерно, раздаваемое в подаяние – 1,5 тыс. рублей;
- Готовый набор савана – 6 тыс. рублей.
При этом реальная средняя зарплата в республике составляет 13–15 тысяч рублей. Безработица на Северном Кавказе выросла в условиях пандемии на четверть. С 1 февраля 2020 года размер федерального пособия на погребение составляет 6130 рублей.
Автор Анжелика Каимова
ЧЕЧНЯ. Похоронный обряд чеченцев
http://www.checheninfo.ru/239200-chechnja-tajny-pogrebenija-umershih-u-chechencev.html
"Душа тоскует". Чеченские мигранты завещают похоронить их на родине
https://www.kavkazr.com/a/30772861.html