Размышления о смерти способствует серьезной переоценке ценностей. К такому выводу пришли Кеннон Шелдон, Майк Прентис и Тим Кассер в результате проведенных экспериментов. Полный отчет опубликован в журнале «Death Studies».
Эксперимент проводился в США в два этапа. Для первого этапа ученые набрали добровольцев из числа студентов колледжа, изучающих психологию. Респондентов разделили на три группы. Первым предложили представить, что они находятся на 20 этаже горящего здания, предпринимают попытку спастись, но безуспешно. После этого испытуемых просили описать мысли и эмоции, которые к ним приходят в процессе представления такого сценария, как бы они переживали последние минуты. Также участникам предлагалось поразмышлять о том, какую жизнь они вели до момента гибели, и как бы предположительно семья восприняла их смерть.
Другой группе исследователи предложили написать эссе на тему чувств, которые рождаются при размышлениях о собственной смерти. Им предлагали подумать, как процесс умирания ощущался бы на физиологическом уровне и что происходило бы с телом. Третью (контрольную) группу просили ответить на такие же по структуре вопросы, но касающиеся не смерти, а зубной боли.
С помощью специальных методик ученые измеряли у респондентов уровень открытости опыту и склонность к тем или иным устремлениям.
Одна группа таких устремлений связана с деньгами, имиджем и популярностью. И это в рамках исследования соотносится с внешними ценностями. А внутренним соответствует самопринятие, чувство общности и ценность бытия с другими.
Напомним, что «Открытость опыту» – один из пяти факторов модели, описывающей личность человека. Включает такие аспекты, как способность фантазировать, эстетическую восприимчивость, чувствительность, готовность к новым видам активности, открытость идеям.
В рамках исследования открытость опыту измерялась с помощью специальных методик. Например, респонденты оценивали, насколько под описание их собственной личности подходят те или иные прилагательные, характеризующие степень открытости опыту, в какой мере они способны видеть красоту в вещах, которую другие могут не замечать и т.д.
Участники были погружены в размышления о смерти в течение шести дней – в первый день в лабораторных условиях, затем они отвечали на вопросы по интернету. Спустя два дня ученые проверили, насколько изменились ценностные установки участников. Полученные результаты показали, что продолжительные размышления на тему смерти в сочетании с высокой открытостью опыту способствуют переориентации человека от внешних ценностей к внутренним.
Размышления на менее важные темы, как в данном случае зубная боль, не связаны с ценностным сдвигом вне зависимости от уровня открытости опыту. Это подтвердилось в ходе второй стадии эксперимента с большим количеством участников и более тщательными замерами. На втором этапе в качестве испытуемых также выступили молодые люди, обучающиеся в большой государственной школе и посещающие курсы психологии. Здесь добровольцев разделили на две группы. Одна была погружена в ситуацию размышлений о собственной смерти, вторая – о зубной боли. Замеры ценностных установок после шестидневных размышлений проводились два раза – спустя два дня и спустя двенадцать дней после выполнения последнего письменного задания.
У испытуемых с высоким уровнем открытости опыту после размышлений о смерти ценностная картина менялась. После размышлений о зубной боли, даже в случае высокого уровня открытости, ценностного сдвига не происходило.
Смерть – довольно табуированная тема. Мысли об этом могут провоцировать беспокойство и неуверенность. В ходе предыдущих исследований было доказано, что краткосрочное столкновение с темой смерти, поверхностные размышления о ней способны развернуть человека в сторону «внешних» ценностей. А именно – роста ожиданий относительно своего финансового положения в будущем, большей ориентации на потребление товаров и т.д. В списках главных приоритетов могут оказаться деньги, популярность, имидж.
Ученые резюмируют, что от продолжительности, глубины размышлений на тему смерти и открытости опыту зависит характер ценностного сдвига. Полученные результаты исследования помогают объяснить, почему не так часто происходит посттравматический личностный рост и почему многие возвращаются или к дотравматическому уровню восприятия, или оказываются в состоянии посттравматического стрессового расстройства.
Возможно, люди, которые открыты опыту, способны сохранять интерес к жизни, оставаться в какой-то степени ее исследователями, что способствует ценностной и мотивационной переориентации после столкновения с темой смерти, комментируют ученые. Они добавляют, что для людей с высокой степенью открытости опыту размышления о смерти могут быть чем-то вроде ресурса, способствующего пониманию себя, своих устремлений и позитивным внутренним изменениям.
Кратко об исследователях:
Кеннон Шелдон, научный руководитель международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор университета Миссури (США)
Майк Прентис, PhD, департамент психологии университета Уэйк Форест, Северная Каролина (США)
Тим Кассер, профессор департамента психологии Knox College, Иллинойс (США)