О регламентах работы кладбищ и не только.

03.09.2019
О регламентах работы кладбищ  и не только.

Люберцы. Ново-Люберецкое кладбище. Фото с сайта  https://pamyatnik-msk.ru/cemeteries-moscow/novo-lyubereckoe-kladbishche-lyubercy


О регламентах работы кладбищ и не только.

Эксперты проанализировали правила устройства и содержания кладбищ в муниципалитетах РФ

Поступившее в распоряжение редакции «Похоронного портала» письмо Прокуратуры Новосибирской области о проверке исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в муниципальных образованиях Новосибирского района побудило к аналитическому исследованию, в результате которого были проанализированы действующие правила работы кладбищ в 15 российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Смоленске, Люберцах, Мурманске, Омске, Чите, Казани, Калининграде, Майкопе, Чебоксарах, Черкесске и Ярославле. По итогам исследования выявлен как положительный опыт в организации похоронного обслуживания, так и формулировки, создающие почву для коррупционных рисков, отсутствие в положениях об организации некрополей необходимых норм.

Ни для кого не секрет, что Федеральный закон № 8 «О погребении и похоронном деле» делегирует полномочия по регулированию похоронной сферы местным властям: муниципалитеты принимают постановления, издают решения, инструкции и порядки деятельности объектов похоронного назначения, вычитывая тексты на соответствие требованиям Градостроительного кодекса, СаНПиН, ГОСТов и ориентируясь на рекомендации Госстроя. Однако на деле чиновники зачастую упускают важные детали, которые нами и были обнаружены.

Если проанализировать ситуацию по требованиям, предъявляемым к объектам похоронного назначения, то можно выявить следующие достижения и пробелы:

Постановление Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области предусматривает возможность выделения «в целях удовлетворения потребностей граждан» территорий для захоронений «по повышенному сервису на специально обустроенных участках кладбищ». Каким именно потребностям служит устанавливаемая норма, предоставляются ли такие места за плату или безвозмездно – документ умалчивает. Заметим, что порядок организации семейных (родовых) захоронений и захоронений на Алее Почета регламентирован несколькими пунктами ниже.

Рекомендациями Госстроя по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения (МДС 31-10.2004) введен общий запрет на установку надмогильных и мемориальных сооружений вне границ участков захоронений. Помимо этого, памятники и памятные знаки не должны иметь выступающих за пределы места захоронения частей для беспрепятственного доступа к соседним могилам. Правила установки и демонтажа прописываются местными властями самостоятельно (в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Смоленске на совершение указанных действий необходимо получить разрешение администрации кладбища, а в Омске и Калининграде лица, ответственные за захоронения, от такого порядка избавлены). Считаем, что закреплённая на общефедеральном уровне практика выдачи разрешений или фиксация сведений об установленных памятниках и памятных знаках помогла бы решить проблему при столкновении интересов членов семьи усопшего. Нередко родственники годами не могут прийти к единому архитектурно-художественному решению, на могиле появляется камень, установленный вопреки воле ответственного за захоронения.

Если согласование установки надмогильного сооружения с администрацией кладбища – лишь специфика и положительный, по нашему мнению, опыт отдельных городов, то случаи причинения вреда соседним захоронениям из-за плачевного состояния памятников – суровая действительность повсеместно. Отсутствие в Правилах содержания мест погребения и порядке деятельности общественных кладбищ городского округа «Город Калининград» указаний о действиях администрации в случае ненадлежащего состояния надмогильных сооружений вследствие недобросовестного поведения ответственных за захоронения создаёт правовой пробел для привлечения таких лиц к ответственности и не регламентирует процедуру признания могилы бесхозной.

Отдельной проработки заслуживают правила движения транспортных средств на территории кладбищ: мы не нашли их в правилах работы некрополей Ярославля, Мурманска, Читы, Казани. В большинстве проанализированных регламентов правом беспрепятственного проезда на территории мест погребения обладают специализированный катафальный транспорт с автомобилями похоронной процессии и посетители-инвалиды. В Самаре, помимо катафального транспорта, право на бесплатный и беспрепятственный проезд имеют и пенсионеры по возрасту, в Саратове – ветераны Великой Отечественной войны, государственной, военной службы, боевых действий, что нами всецело поддерживается.

Напомним, МДС 31-10.2004 рекомендует подразделять территорию кладбищ на функциональные зоны: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, зону захоронений и моральной (зеленой) защиты с конкретизацией перечня располагаемых на них объектов. Например, для входной зоны – размещение раздельных въезда-выезда автотранспорта, автостоянки, стенда с планом кладбища; для ритуальной – здания для проведения траурных обрядов и обряда прощания, сооружения для поминовения и т.д. Исключение - малые сельские населенные пункты, где допускается совмещение территориальных частей погоста. Тем не менее, в Порядке деятельности общественных кладбищ крупного города Саратова сведения о функциональных зонах не представлены.

Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в г. Чебоксары в п. 5.23 содержит норму об «использовании территории ликвидируемого по истечении кладбищенского периода кладбища в качестве зелёного массива». Напоминаем, что федеральным законом, во исполнение которого принят документ, допускается перенос мест погребения в случае угрозы затоплений, оползней и после стихийных бедствий, но ни о какой привязке к кладбищенскому периоду речи не идёт. По нашему мнению, термин «ликвидация» не отражает в полной мере судьбу погребённых останков, а потому рекомендуем придерживаться формулировки 8-ФЗ. Орган, ответственный за принятие решения о «ликвидации» также не определен.



Ярославль. Осташинское кладбище. Фото с сайта  https://twitter.com/rogu2r0f1r1hcts/status/1129717815622197249


Оцениваем положительно указание в правилах работы кладбищ на максимально разрешенную высоту ограждения (Мэрией Ярославля определен верхний допустимый порог в 0,4 м).

Решение Думы г. Черкесска «О порядке деятельности и правил содержания муниципальных кладбищ» не конкретизирует размеры вновь отводимых земельных участков для захоронения урной (имеются лишь нормативы для захоронения тела в гробу 3,0 х 4,0 м.) Кроме того, не установлена разрешённая глубина могилы, что вызывает риски несоблюдения санитарно-эпидемиологических правил при эксплуатации некрополей. По методическим рекомендациям МДК 11.01-2002 глубину могилы следует устанавливать в диапазоне от 1.5 м до 2-2,2 м от поверхности земли до крышки гроба в зависимости от местных условий - характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод. Тот же источник рекомендует принимать ширину разрывов между могилами не менее 0,5 м., а ширину пешеходных дорожек между могилами или их сдвоенными рядами - не менее 1 м.

В Правилах в Санкт-Петербурге утверждены следующие размеры предоставляемых участков для погребения:

Вид захоронения

Размеры участков земли

Размеры могил

Длина,

м

Ширина,

м

Площадь,

кв.м

Длина,

м

Ширина,

М

Двойное

2,0

2,0

4,0

2,0

1,0

Одиночное

2,0

1,5

3,0

2,0

1,0

Урна с прахом

0,8

0,8

0,64

0,8

0,8

Семейное (родовое),

склеп

2,0

6,0

12,0

2,0

2,0

Из п. 3.16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. N 210 Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге




Волковское кладбище в Санкт-Петербурге. Фото с сайта  https://xn--80aeriigjc3a3k.xn--p1ai/articles/400757


Любопытна ситуация с описанием в правилах работы кладбищ порядка проведения процедуры эксгумации. В действующих санитарных правилах, в отличие от утратившего силу СанПин 2.1.1279-03, норма об эксгумации отсутствует. Вместе с тем, п. 3.13. СанПин 2.1.2882-11 не закрепляет порядок ее проведения, а лишь говорит о том, что изъятие урн и перезахоронение производятся «в соответствии с действующим законодательством» (далее открываем перечень оснований - п.3 ст. 22 8-ФЗ «О погребении», ч.3 ст. 178 УПК РФ и ст.4 Закона от 14.01.1993 года 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»). Считаем правильным создавать в кладбищенских регламентах отдельную статью (или вносить дополнения в порядок захоронения) с описанием конкретных действий ответственного за захоронение лица при взаимодействии с уполномоченными организациями, как это успешно закреплено в 260 - ПП города Москвы (обратиться в администрацию кладбища с положительным заключением Управления Роспотребнадзора по г. Москва не ранее, чем по истечении 1 года с момента погребения умершего).

О специализированных службах 

Специализированные службы по действующему закону создают органы местного самоуправления. Было бы целесообразно упомянуть в тексте требования, предъявляемые к специализированной службе по вопросам похоронного дела. Вот, например, прекрасная выдержка из постановления Администрации г. Майкопа


Мусульманское кладбище столицы Адыгеи Майкопа подтоплено – не первый раз


Мусульманское кладбище столицы Адыгеи Майкопа. Фото с сайта  https://natpressru.info/index.php?newsid=10491


5.7. Специализированная служба по вопросам похоронного дела должна иметь:

- специально выделенное помещение;
- вывеску с указанием наименования предприятия, вида деятельности, юридического адреса и режима работы;
- стенд для размещения образцов похоронных принадлежностей;
- аптечку первой доврачебной помощи;
- справочную литературу для заказчиков;
- на доступном для заказчика месте информационный стенд, на котором должны быть размещены: прейскурант на ритуальные услуги по погребению; извлечение (выписка) из Федерального закона «О защите прав потребителей»; сведения о порядке предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе; правила работы муниципальных кладбищ и порядок их содержания; надлежащим образом оформленная книга отзывов и предложений.

Подзаконные документы в некоторых регионах содержат требования к контролю качества оказываемых по государственной гарантии услуг в привязке к правомерности деятельности специализированных служб. Так, Правительством Москвы предусмотрены основания для лишения организации статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела за жалобы на некачественное обслуживание.

Подводя итог, рекомендуем муниципальным органам, на которых возложена обязанность по подготовке текстов регламентов работы кладбищ, привести их содержание в соответствие с законом, с учетом прогрессивного опыта других регионов.

По материалам:

1.      Постановления Мэрии города Ярославля от 18 октября 2001 года N 3112 Об утверждении Положения о порядке деятельности общественных кладбищ в г. Ярославле

2.      Решения Думы городского округа «город Чита» от 22 января 2004 года N 6 О принятии правил содержания муниципальных мест захоронения в муниципальном образовании «город Чита»

3.      Постановления Администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2005 года N 200 Об утверждении инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в городе Чебоксары

4.      Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. N 210 Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге

5.      Постановления Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. N 260-ПП О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве

6.      Решения Омского городского совета от 22 июля 2009 года N 266 Об организации похоронного дела в городе Омске

7.      Решения Совета депутатов города Мурманска Мурманской области от 6 ноября 2009 года N 10-118 Об организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск

8.      Постановления Администрации городского округа Самара от 27 февраля 2010 года N 183 О реализации отдельных положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории городского округа Самара 

9.      Постановления Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 4 октября 2010 года N 1172-ПА Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания

10. Постановления Администрации муниципального образования «город Саратов» 22 октября 2010 года N 2533 О Порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела муниципального образования «Город Саратов» и Порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Саратов"

11. Постановления Администрации муниципального образования «город Майкоп» от 22 февраля 2012 года N 110 Об утверждении Положения об организации похоронного дела на территории муниципального образования «Город Майкоп»

12. Постановления Администрации города Смоленска от 31 марта 2014 года N 569-адм Об утверждении Правил эксплуатации и содержания кладбищ на территории города Смоленска, а также кладбища «Селифоново», расположенного в Смоленском районе

13. Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 12 сентября 2014 года N 5420 Об утверждении порядка деятельности кладбищ города Казани

14. Решения Думы муниципального образования города Черкесска от 22 декабря 2016 года N 104 Об утверждении порядка деятельности и правил содержания муниципальных кладбищ города Черкесска

15. Постановления Администрации городского округа «город Калининград» от 7 февраля 2019 года N 60 Об утверждении Правил содержания мест погребения и порядка деятельности общественных кладбищ городского округа «Город Калининград»


Елизавета Потемкина, специально для Похоронного портала

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика