Найти солдата

21.06.2016
Найти солдата
На территории ФРГ 3,5 тыс. советских военных захоронений. В них покоятся 640 тыс. граждан бывшего СССР. Но имена многих из них до сих пор неизвестны.

 Вокруг цели вернуть неизвестным солдатам имена объединились российские дипломаты и добровольцы — это и наши соотечественники, проживающие здесь, и немцы.

Ждём внука


Рассказывает Евгений Алёшин, руководитель военно-мемориального отдела посольства России в ФРГ:
 
— Самый актуальный пример — судьба солдата, который ровно 73 года — с апреля 1943-го до апреля 2016-го — числился пропавшим без вести.  В ходе эксгумации одиночной могилы в районе Вестерхаузен, земля Саксония-Анхальт, среди личных вещей был обнаружен жетон военнопленного. Обратившись в немецкие архивы, мы нашли персональную карточку военнопленного Шталага VIIIА — Петра Андреевича Бондаренко. В ней были все персональные данные и фамилии его родителей. 14 июля 1942 года у станции Миллерово его взяли в плен.

Свидетели из местных немцев рассказали, что весной 1945-го концлагерь на западе Германии, где к тому времени оказался Бондаренко, гитлеровцы  спешно ликвидировали, а всех заключённых гнали на восток. Во время этого, по сути, марша смерти Пётр, обессилев, упал. Крестьяне подобрали его, спрятали в хлеву, пытались привести в чувство, но, увы, Бондаренко не выжил. Его похоронили тут же, неподалёку. Спустя ровно 71 год, в конце апреля 2016 года, останки П. А. Бондаренко после установления его личности перезахоронили на кладбище — там же, в Вестерхаузене. Вскоре на могиле будет установлен камень с указанием его имени, фамилии, дат жизни и смерти. 

Карточка военнопленного А. Бондаренко.
Карточка военнопленного А. Бондаренко. Фото: Посольство РФ в Германии

 Мы обратились к властям Волгоградской области с просьбой поискать родственников солдата.  Не прошло и двух недель, как пришёл ответ, что внук Бондаренко, Владимир, сын его дочери Анны Петровны Неизвестной (в девичестве Бондаренко), проживает в Волгоградской области. Мы надеемся, что он сможет приехать в Германию и почтить память деда. 
Наша цель — идентифицировать все воинские захоронения и постараться установить, кто там покоится. Мы сотрудничаем с архивными организациями — это служба розыска Немецкого Красного Креста в Мюнхене, бывший архив вермахта — ВАСт в Берлине, Международная служба розыска в Бад-Арользене. У них есть свои базы данных. Ну а дальше начинаешь просеивать, словно ситом, отыскивая необходимую информацию по крупицам.

Жетон военнопленного, найденный в могиле.
Жетон военнопленного, найденный в могиле. Фото: Посольство РФ в Германии

Как искать?


— Каков порядок обращения в военно-мемориальный отдел посольства за помощью в розыске места захоронения?

— Целесообразно сначала собрать информацию в ОБД «Мемориал», где зачастую можно найти исчерпывающие сведения — персональные данные, когда и кем был призван, последнее воинское звание и место службы, когда была утрачена связь или точную дату смерти. И очень важно первичное место захоронения. В наш отдел обращаться лучше по электронной почте, прилагая копии всех имеющихся документов. Но хочу обратить внимание на то, что ответ может прийти не сразу — работа предстоит кропотливая.

На открытии отреставрированного советского воинского мемориала в г. Шпремберге 29 апреля 2016 г.
На открытии отреставрированного советского воинского мемориала в г. Шпремберге 29 апреля 2016 г. Фото:Посольство РФ в Германии

 Если потомки хотят приехать в Германию навестить могилу, в рамках межправительственного соглашения раз в год виза в ФРГ выдаётся бесплатно. В консульство Германии необходимо представить документы, подтверждающие, что родственник действительно похоронен там-то. К сожалению, наш отдел при всём желании не может оказывать каждому помощь в организации поездки, в размещении и т. д. — работает всего несколько человек, а в иной день приходит 10–15 запросов. География — практически карта всего бывшего Советского Союза, наш отдел обрабатывает все без исключения обращения, независимо от того, откуда они поступили.

Кто ухаживает за могилами?


— Если не считать отдельных случаев вандализма, ситуация в ФРГ не сравнима с некоторыми другими странами Европы, где иной раз решением властей вообще сносят памятники русским солдатам. Большинство советских мемориалов, военных захоронений в Германии содержится в хорошем состоянии.

— Есть соглашение между правительствами России и Германии об уходе за военными могилами и поддержании их в достойном виде — как в РФ, так и в ФРГ. На эти цели правительство Германии ежегодно выделяет около 25 млн евро. Деньги из федерального бюджета распределяются по землям, а затем уже по районам, коммунам и так далее. Координатором является Народный немецкий союз по уходу за воинскими захоронениями. Все работы на захоронениях местные власти проводят только после согласования с нами представленных проектов. Надо сказать, что немецкая сторона выполняет взятые на себя обязательства. Самый свежий пример — завершение реконструкции воинских захоронений в городах Шпремберге и Доберлуг-Кирххайне в земле Бранденбург.

— Известно, что поисковыми работами в Германии занимаются и добровольцы на общественных началах.

— Да, и таких немало — это и наши соотечественники, живущие в Германии, и коренные немцы. Они оказывают нам большое содействие и помощь.

Например, Эдуард Птухин из Берлина создал группу энтузиастов, они ведут кропотливую ежедневную работу по поиску захоронений и установлению имён. На их счету немало наших соотечественников, возвращённых из небытия. Более того, его коллеги иной раз помогают встретить родственников, отвезти их на место.

Эдуард Птухин, председатель правления международного архивно- поискового общества «Obelisk International e.V.».
Эдуард Птухин, председатель правления международного архивно- поискового общества «Obelisk International e.V.». Фото: Из личного архива/ Дмитрий Погоржельский

 Нам очень помогает Вольфганг Диттинг, он живёт в Потсдаме и создал там общество «Советские мемориалы и кладбища». Скажем, приходит запрос — известно, когда погиб солдат или офицер, но неизвестно, где похоронен. Тогда г-н Диттинг, у которого есть возможность работать по Бранденбургу, Саксонии-Анхальту, Мекленбургу — Передней Померании, частично Тюрингии, отслеживает, например, путь той или иной части по дням, выясняет, где шли бои и где рядом есть воинское захоронение. Он связывается с местными властями, тщательно изучает списки и помогает найти захоронения. И на основе результатов его поисков мы обращаемся в соответствующее министерство той или иной земли для увековечения памяти воинов, захороненных как неизвестных.

 Или буквально на днях мы встречались с Хансом-Ульрихом Лепсом, он инженер, много ездит по всей Германии и добровольно взялся, скажем так, приглядывать за воинскими захоронениями, которые он обнаруживает. По нескольким он уже привёз фотографии и документы, теперь нужно принять решение — где отремонтировать, обновить, надпись поправить. Было бы здорово создать целую сеть из многих добровольных помощников. Они могли бы сообщать, что там-то, например, обнаружили захоронение, которое находится в плохом состоянии, и мы бы уже принимали необходимые меры.

Имена солдат на листках пришли писать взрослые и дети.
Имена солдат на листках пришли писать взрослые и дети. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Погоржельский

Кстати


Последний свидетель рассказал о забытом солдатском кладбище только спустя 70 лет после войны. Хотя знала о нём вся деревня…

Горная деревушка Вельтенберг расположена недалеко от венгерской границы. Бои в этих местах шли в апреле 45-го, австрийке Йохане Шпёрк был тогда 21 год. Она хорошо помнит, как на пригорке в нескольких десятках метров от родительского дома рыли могилы: «Русские военные своих товарищей похоронили тихо, без салютов…»

Самому старшему из солдат 316-й стрелковой дивизии, погибших здесь за считаные дни до окончания войны, было 43 года, самому молодому — всего 19. Это уроженцы Казахстана, Молдавии, России, Украины — 38 человек…

Первые десять лет после войны за кладбищем ухаживали. Гертруде Ляйтнер, младшая сестра Йоханы Шпёрк, помнит, как советские солдаты, расквартированные в этих местах, несли цветы, а местные жители зажигали свечи. «Вокруг захоронения был деревянный забор. В 1955 году войска армий союзников покинули Австрию. Могилы остались и со временем сровнялись с землёй, — вспоминает фрау Ляйтнер. — В 70-е годы прошлого века владелец земли посадил на том пригорке яблони. На месте кладбища они быстро гибли и почти не плодоносили…»

38 тел красноармейцев были обнаружены на забытом кладбище в Австрии.
38 тел красноармейцев были обнаружены на забытом кладбище в Австрии. Фото: Из личного архива/ Юлия Эггер

 Два года назад, в год своего 90-летия, Йохана Шпёрк написала о месте погребения в письме главе администрации региона и попросила поставить там хотя бы крест…

Яблони и помогли найти забытые могилы. «В этом месте нарушено естественное соединение слоёв почвы. Это легко определяют специальные приборы», — объясняет бывший ландшафтный дизайнер, а теперь пенсионер Петер Сиксль, автор книги памяти «Советские граждане, погибшие в Австрии в годы Второй мировой войны, и места их захоронения» — в 2015 г. вышло её второе, дополненное издание, содержащее 80 тысяч имён. Уже больше 20 лет он занимается поисковой и исследовательской работой, возвращая погибших из небытия.

«Теперь почти не осталось свидетелей войны. Сразу после её окончания люди хотели навсегда забыть это страшное время и начать новую жизнь. Но теперь в конце этой жизни воспоминания многим не дают покоя», — так П. Сиксль объясняет то, что о советском захоронении местные жители не рассказывали несколько десятилетий.

24 июня 38 советских солдат будут торжественно перезахоронены в Оберварте (Бургенланд).

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика