ГЕОРГИЙ АРКАДЬЕВИЧ, 86 ЛЕТ
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, 74 ГОДА
Вместе 4 года
Георгий Аркадьевич: Мы с Галей знакомы 10 лет, нас познакомила моя жена Ира в поездке в Финляндию. Но после поездки мы практически не общались, редко созванивались. Свою жену Ирочку я потерял четыре года назад. Какое-то время куковал-куковал, а потом позвонил Гале.
Галина Николаевна: Георгий Аркадьевич пригласил меня в Дом кино. Была зима. Я пришла, увидела его, он был грустным, осунувшимся. Я сама вдова и знаю, как это тяжело — терять близких. Это страшный момент в жизни. Мне очень хотелось Георгия Аркадьевича поддержать. Мы стали ходить в кино, в театр, на выставки, гулять, болтать. У нас разница в возрасте 12 лет, и мы как-то отлично друг друга понимаем. Сначала редко, а потом все чаще и чаще. Все произошло очень стихийно.
У НАС РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ 12 ЛЕТ, И МЫ КАК-ТО ОТЛИЧНО ДРУГ ДРУГА ПОНИМАЕМ. СНАЧАЛА РЕДКО, А ПОТОМ ВСЕ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ.
Как-то летом мне захотелось с внучкой пожить загородом, и я предложила Георгию Аркадьевичу снять у него дачу. Он ответил: «Да ты что, приезжайте и живите!». И мы приехали погостить. Моя дочь тоже приехала. Дочери и внучке очень нравится Георгий Аркадьевич. Он же такой милый человек, симпатичный, светлый, доброжелательный. Это нельзя не увидеть.
У Георгия Аркадьевича на даче на соседних участках живет летом вся его большая семья — дочери с мужьями, пять внуков, восемь правнуков. И все знали, что он в тот раз приехал на дачу не один. Было забавно, когда в один из дней почти вся эта большая семья устроила мне смотрины. Они придумали какой-то праздник, и все пришли к нам в гости знакомиться со мной.
Вообще мы с Георгием Аркадьевичем вместе не живем. Я приезжаю в гости, гощу у Георгия Аркадьевича по несколько дней.
Георгий Аркадьевич: Галя вошла в мою семью. Ее все признали, любят и ценят. Я считаю Галю красавицей. А знаете, какие она пирожки печет?
Мы ощутили родство душ. Это ведь такое редкое явление в наше время. Мы вот посмотрели пресс-конференцию Путина, и до того противно. Поэтому мы с Галей фокусируемся не наружу, а внутрь. Мы много говорим, делимся впечатлениями о прочитанном, увиденном, услышанном.
Георгий Аркадьевич и Галина Николаевна
Фото: Оксана Юшко для ТД
Мы единомышленники. У нас одни ценности, оценка окружающего мира, — что такое хорошо, а что такое плохо. Это многокомпонентная система, — искусство, отношения, деньги, экономика.
В этом возрасте глядишь на мир уже несколько свысока, взгляд носит несколько потусторонний характер. И говорить об отношениях в юности, молодости уже трудно, это было слишком давно, — зыбкие воспоминания. Но сейчас дорожишь каждым удачно прожитым днем.
МЫ НЕ ПИШЕМ ДРУГ ДРУГУ СООБЩЕНИЯ, МЫ ЗВОНИМ ПО ТЕЛЕФОНУ, ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.
Главное в отношениях, я думаю, сохранять человеческое достоинство. Это вообще сегодня в большом дефиците. Вот я сажусь в метро на Войковской и еду в сторону центра. Сидит шесть человек, четверо из них в наушниках, уткнулись в мобильники. Смурные, мрачные. То ли жизнь такая, то ли народ такой. Смотришь на это и думаешь, что твой близкий человек — это та соломинка, за которую нужно держаться. Не знаю как Галя, но я скучаю, когда мы не видимся. Мы не пишем друг другу сообщения, мы звоним по телефону, чтобы услышать друг друга.
Галина Николаевна: Георгий Аркадьевич хочет брать решение важных проблем на себя. Он мне так и сказал: «Давай ты будешь решать мелкие проблемы, а жизненно важные вопросы, стратегические — я». Это же так замечательно. Но у нас ведь и проблем нет! Ни жилищных, ни бытовых, ни материальных. Тех, которые могут портить отношения в более молодом возрасте.
Своему мужу я могла сказать что-то резкое или даже грубое. А сейчас, если мне что-то не нравится, я ищу форму, подбираю слова.
СВОЕМУ МУЖУ Я МОГЛА СКАЗАТЬ ЧТО-ТО РЕЗКОЕ ИЛИ ДАЖЕ ГРУБОЕ. А СЕЙЧАС, ЕСЛИ МНЕ ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ, Я ИЩУ ФОРМУ, ПОДБИРАЮ СЛОВА.
Возникает особый такт, потому что дорожишь временем. Хотя между нами даже не случается никаких размолвок. И Георгий Аркадьевич ни разу мне ничего дурного не сказал. Он очень деликатный и внимательный. Дарит мне цветы без повода! У нас все очень хорошо.
Мы слушаем «Эхо» и побывали на выставке «25 лет «Эху Москвы»». В консерваторию нередко ходим. Недавно слушали прекрасный концерт виолончелистов. Ездим гулять в Сокольники, в Покровское-Стрешнево. В том году ходили на лыжах.
ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА, 81 ЛЕТ
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, 82 ГОДА
Вместе 16 лет
Валентина Дмитриевна и Василий Григорьевич
Фото: из личного архива
Валентина Дмитриевна: Мы учились в одной школе и были в одной компании. Василий мне нравился всегда, но он выбрал другую девочку. Я знаю, что и он ко мне был неравнодушен, но меня любил его лучший друг Аркадий. Василий и Аркадий закончили школу с золотой медалью и уехали в Свердловск поступать в Институт энергетики, потом после распределения долгое время не могли писать, — жили в закрытом городе. У каждого началась своя жизнь. А я вышла замуж, родила двоих дочерей, но муж меня предал — ушел к моей подруге.
Было нелегко, думала, что любви больше не будет. Жила, работала, выдала дочерей замуж, стала помогать растить внуков. И вот как-то меня пригласили на встречу выпускников, где мы с Васей и встретились спустя 50 лет.
КАК-ТО МЕНЯ ПРИГЛАСИЛИ НА ВСТРЕЧУ ВЫПУСКНИКОВ, ГДЕ МЫ С ВАСЕЙ И ВСТРЕТИЛИСЬ СПУСТЯ 50 ЛЕТ.
Потом однажды звонок в дверь. Вошел он. Я говорю «Ой, Вася!». Он говорит: «Узнала меня?». Конечно, я узнала. С тех пор мы вместе.
Живем мы в 90 километрах друг от друга, я в Йошкар-Оле, Вася в Звенигове. И все эти 16 лет ездим друг к другу в гости. То он ко мне, то я к нему. Гостим друг у друга по несколько недель.
Василий Григорьевич такой, каким должен быть мужчина. Он мне читает вслух, Пушкин его любимый писатель, любит классическую музыку, отлично в ней разбирается, меня к этому приучает. Его любимая певица – Анна Нетребко, а дирижер — Спиваков. Мы часто смотрим канал «Культура», он у себя, я у себя. Потом обсуждаем по телефону. Биатлон мне тоже пришлось полюбить.
Еще он пироги печет, овощи маринует, грибы сушит. 45 раз в лес ходил за это лето за грибами и ягодами. Но главное, что он очень заботливый и внимательный со мной. Смастерил мне скамеечку в лесу, чтобы я могла присесть отдохнуть во время прогулки. На этот Новый год Вася уже подарил мне новый телефон. Не думала, что так будет когда-нибудь в моей жизни.
Два года назад мы ездили в Санкт-Петербург, в Эрмитаже были. Там живут дочери, внуки и правнуки Василия Григорьевича. Он меня всем представил. Мои внучки называют его дедушкой, ему приятно.
У меня было два мужа. Я их не сравниваю, конечно. Но Василий Григорьевич – самый лучший, мы даже родились в один день.
Мы очень счастливы. И я жалею, что мы раньше не встретились. Мои дочери говорят: «Мама, но ведь тогда не было бы нас». Я отвечаю: «Конечно были бы. Просто немного другими».
Счастье возможно. Я уверена, что оно есть. Нужно надеяться. А в пожилом возрасте вообще все чувства прочнее и сильнее.
МАРИНА НИКОЛАЕВНА, 76 ЛЕТ
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, 77 ЛЕТ
Вместе 10 лет
Марина Николаевна и Юрий Николаевич
Фото: Елена Лукина
Марина Николаевна: Я осталась одна 20 лет назад. Часто в Сокольники ходила гулять, чтобы поддерживать фигуру в норме. Брала книгу и ехала на трамвае в парк. Однажды я задержалась и увидала немолодых людей, которые плясали на танцплощадке. Я стояла, смотрела через ограду и думала: «Вот дураки, — пожилые, а танцуют».
Я СТОЯЛА, СМОТРЕЛА ЧЕРЕЗ ОГРАДУ И ДУМАЛА: «ВОТ ДУРАКИ, — ПОЖИЛЫЕ, А ТАНЦУЮТ».
Ко мне подошли два мужчины, мы разговорились, и они меня таки затащили на эту танцплощадку. По очереди меня приглашали. И я потом подумала: «Да вроде и не такие уж дураки, и музыка хорошая».
До этого я годами одна сидела дома и даже не мечтала с кем-то познакомиться. Мне не было скучно самой с собой, я картины рисовала, читала.
После того раза я посидела дня три дома, а потом подумала: «Порисовать и почитать я всегда успею». Нарядилась и пошла на танцы в Сокольники. Со мной там сию же секунду познакомился какой-то человек. Он так ко мне пристал, что я не могла от него отцепиться, он приглашал меня на каждый танец, не давал мне ни с кем танцевать. И когда я в следующий раз пошла на танцы, то решила сама с кем-то познакомиться, чтобы от него отделаться.
И вот мне навстречу идет Юрий Николаевич. Симпатичный, и рост нормальный, и лицо, и все. Он мне понравился, и я решила подойти. Расхрабрилась и говорю: «Вы идете на танцы? А можно я с вами пойду? Не беспокойтесь, я с вами немного потанцую, и, пожалуйста, можете идти». Он согласился, но как-то недоверчиво, с подозрением. Мол, женщина сама подходит знакомиться, танцевать приглашает… Тот мужчина увидел, что я уже не одна, и отстал в итоге. А мы с Юрием Николаевичем танцевали, танцевали.
Марина Николаевна и Юрий Николаевич в молодости
Фото: из личного архива
Почти сразу я познакомилась на танцах с компанией, они меня пригласили в свой кружок. Но у них закон — каждый из них раз в неделю приносит винца и закусочку. После танцев мы садились за столики в парке, выпивали и закусывали. Я Юрия Николаевича в эту компанию с собой взяла. С тех пор мы с Юрием Николаевичем не расставались. Сначала перезванивались, потом в гости друг другу ходили. Мы уже скучали друг по другу, звонков стало мало. И тогда мы решили жить вместе. Я переехала к Юрию Николаевичу, уют навела.
Хорошо бы, чтобы все люди жили так как мы. У нас больше чем любовь. В молодости много пустой влюбленности, а у нас глубокие человеческие отношения. Мы не можем друг без друга.
В МОЛОДОСТИ МНОГО ПУСТОЙ ВЛЮБЛЕННОСТИ, А У НАС ГЛУБОКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. МЫ НЕ МОЖЕМ ДРУГ БЕЗ ДРУГА.
Как-то был случай: Юрий Николаевич отошел с танцплощадки, а меня в это время пригласил танцевать другой человек. Я пошла. Юра вернулся, сел и глядел на нас недовольно. Но не успел закончиться танец, как меня второй человек пригласил. Он мне потом говорит: «Только я отошел, ты тут же пошла с другими танцевать». Мне с одной стороны приятно было, что он ревнует, а с другой — обидно, я же не вертихвостка какая-то. Просто что же я буду стоять, когда можно поплясать?
Юрий Николаевич: Моя жена умерла в 2003 году. Два года я жил один. Ходил на танцы в Сокольники, часто приезжал туда на велосипеде. Диктор объявлял белый танец, меня приглашали. Если женщина была симпатичная, я соглашался. А Марина Николаевна была такая обходительная. Она мне очень понравилась.
Я ухаживаю за ней и сегодня: хожу в магазин, езжу на велосипеде за ключевой водой в Покровское-Стрешнево.
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 78 ЛЕТ
НИНА АЛЕКСАНДРОВНА, 73 ГОДА
Вместе 11 лет
Анатолий Васильевич и Нина Александровна
Фото: из личного архива
Анатолий Васильевич: Мы познакомились на работе в начале 2000-х, я читал лекции в Волгоградском институте, а Нина Александровна работала в учебной части. Когда я увидел ее впервые, то был заворожен. Но много лет мы толком не общались, только по работе. Потом у меня умерла жена, и только через год мы подружились с Ниной Александровной в полном смысле слова. Несколько лет встречались, потом я переехал к ней. А года через три мы поженились.
Мы много путешествуем. Были в Италии, Скандинавии, этим летом на Валааме, в Кижах. Завели собаку. Когда заканчивается дачный сезон, с осени и до лета мы вместе ходим по утрам в бассейн.
Нина меня многому научила. Я стал другим. Всю жизнь я занимался наукой. Мужской труд, – починить что-то, гвоздь забить, мне это было неинтересно, чуждо.
С ПОДАЧИ НИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ Я ПРЯМО-ТАКИ СТРОИТЕЛЕМ СТАЛ! И НА МАСЛЕНИЦУ БЛИННАЯ НЕДЕЛЯ — МОЯ.
А с подачи Нины Александровны я прямо-таки строителем стал! И на масленицу блинная неделя — моя. Я мастер по блинам. Все это улучшает настроение, на здоровье влияет положительно.
Раз в неделю по субботам мы на даче ходим в баню. После баньки выпиваем по три стопочки. Первый тост — «с легким паром», второй — «будем здоровы», а третий — «за любовь». И закусываем поцелуем. А знаете, как Нина Александровна поет! Она же заводила! На всех праздниках поет.
Нина Александровна: У меня тоже сердце екнуло, когда он зашел к нам первый раз в институте, я опустила глаза. Между нами еще не случился роман, и как-то звонок в дверь, — Анатолий Васильевич принес мне сумку яблок в подарок. Я удивилась. Потом он мне говорит на работе: «У меня последний кадр в фотоаппарате, можно я с вами сфотографируюсь?». И мои девчонки-коллеги сказали: «Нина Александровна, он на вас глаз положил».
ОН МНЕ ТОЖЕ НРАВИЛСЯ, НО ВИДУ Я НЕ ПОДАВАЛА. ВОТ ТАК-ТО, СЕДИНА УЖЕ МЕШАЕТ ЗЕМНЫМ ЧУВСТВАМ, А КРОВЬ БУРЛИТ.
Он мне тоже нравился, он красавец, но виду я не подавала. Вот так-то, седина уже мешает земным чувствам, а кровь бурлит. Есть вот такое стихотворение:
А я то думал, что седые не любят, не волнуют, не грустят.
Я думал, что седые как святые на женщин и на девушек глядят.
Что кровь седых, гудевшая когда-то как речка, напоившая луга,
Течет уже и плавно, и спокойно, не подрывая страстью берега.
Нет, у седой реки все то же буйство!
Все та же глубина и крутизна.
Ах как меня подводит седина,
Не избавляя от земного чувства.
В моей жизни произошла трагедия, погибли моя дочь и внук. Я осталась одна. Дважды была замужем. Но все было не то, не было тяги, настоящей близости. Мой второй муж очень положительный, он не пил, не курил, не гулял, а у меня сердце не лежало. С Анатолием Васильевичем все иначе. Когда любишь, все недостатки превращаются в достоинства.
Я помню, как Анатолий Васильевич меня поцеловал в первый раз. В день моего рождения. Он подарил мне на работе большой букет роз, а потом напросился меня провожать и у дома поцеловал. Стало понятно, что все это у нас серьезно.
Он мне часто делает комплименты, говорит: «Ты такая красивая!». В день моего рождения я просыпаюсь в шесть утра, а меня уже ждет букет роз. И так каждый год. Он идет за цветами в четыре-пять утра, пока я сплю.