02.09.2015
Ритуальные маски из гипса нашли в Кемеровской области при раскопках "кладбища динозавров" - Похоронный портал

Археологи впервые нашли в Кемеровской области гипсовые маски и другие предметы древней таштыкской культуры, которые, по мнению специалистов, использовались в ритуальных целях.

"Археологи обнаружили уникальные находки: фрагменты гипсовых масок, бронзовые и железные пряжки, более 20 керамических сосудов разных форм, фрагменты деревянных изделий. Предположительно, все они использовались древними людьми в ритуальных целях", - сказали в пресс-службе Кемеровского областного краеведческого музея.

Как рассказал ТАСС сотрудник Института экологии человека Сибирского отделения РАН Павел Герман, в частности, были обнаружены фрагменты раскрашенной макси, куски маски с уголками рта, а также самый крупный фрагмент - половина маски. Найденные деревянные предметы обожжены - склеп в конце погребения, как правило, сжигали, пояснил ученый.

"Таких крупных фрагментов раньше не находилось с учетом того, что вблизи этой территории было раскопано около 15 курганов. На будущий год местные власти планируют провести здесь реконструкцию могильника и сделать экспозиционную зону", - отметил Герман.

Раскопки проводились на территории и поблизости от Шестаковского комплекса, известного как "кладбище динозавров" - места, где палеонтологи нашли останки "ящеров- попугаев" пситтакозавров сибирских. Исследователи провели детальную расчистку деревянной конструкции внутри склепа "Могильник Шестаково III".

В музее добавили, что подобные находки ранее находили в Хакасии, на территории которой была широко распространена земледельческая таштыкская культура, она существовала в период железного века на территории Южной Сибири (II век до н.э. - V век н.э.).

Люди могли поселиться там, где жили динозавры

В июле ученые обнаружили в Шестаковском комплексе следы древнего моря - окаменелую рябь от волн. Здесь же были найдены останки пситтакозавров сибирских. Об этом сообщила ТАСС завотделом природы областного краеведческого музея Наталья Демиденко.

"Следы ряби свидетельствуют о том, что здесь была морская лагуна, и видно, что морские волны оставили свой след на песке. Этот песок высох, видимо, в очень жаркую погоду, потом его занесло другими слоями, и теперь мы видим отпечатки древнего моря", - сказала она.

Это неоспоримое доказательства того, что на территории Шестаково было море, считают ученые. "Раньше были предположения, теперь - стопроцентно. Причем, это море несколько раз то наступало, то отступало, пока не сменилось в дальнейшем огромной рекой", - пояснила Демиденко.

По предварительной информации, море находилось здесь в меловом периоде, 120-130 млн лет назад. Взятые на анализ образцы подскажут геологам более точную и подробную информацию, добавила она. "Динозавры, которых мы нашли ранее, возможно утонули в небольшом водоеме, который был в устье сформировавшейся после моря реки", - сказала она.

Шестаковский комплекс получил известность в середине прошлого века. За 60 лет там были найдены останки восьми динозавров - от мелких хищников до 30-метровых зауроподов. Но наиболее ценная находка - полные скелеты "ящеров- попугаев" пситтакозавров сибирских. Они обитали 125 млн лет назад. Летом 2014 года удалось найти останки сразу 10 пситтакозавров - особей длиной от 35 см до более чем 2,5 метров. По предположению ученых, эта группа погибла в результате какой-то катастрофы.

В мире установлено всего два места, где жил данный род динозавров и где можно найти полностью сохранившиеся их останки, рассказал старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Евгений Мащенко. "Здесь, в Кемеровской области, встречается пситтакозавр сибирский, есть еще одно место - в Китае, где обитал пситтакозавр китайский, который приблизительно в два раза меньше сибирского. Последний мог достигать более 2,5 метра в длину", - сказал ученый.