Царское дело: Судьбу праха детей императора Николая II решит правительственная спецкомиссия

21.07.2015
Царское дело: Судьбу праха детей императора Николая II решит правительственная спецкомиссия - Похоронный портал

Накануне годовщины расстрела царской семьи, который произошел в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился создать рабочую группу по вопросам исследования всех останков царской семьи и перезахоронения праха цесаревича Алексея и княжны Марии. Глава правительства призвал всех участников поставить точку в многолетнем споре о подлинности обнаруженных останков.

Напомним, что в 1998 году в соборе Петропавловской крепости - фамильном некрополе династии Романовых - были захоронены останки самого Николая Второго, его супруги Александры Федоровны, дочерей Анастасии, Ольги и Татьяны, а также врача Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа, горничной Анны Демидовой.

В 1990-х годах несмотря на то, что следствие официально установило подлинность найденных останков, в обществе нашлось немало экспертов, которые подвергли сомнению полученные результаты. Споры продолжаются до сих пор и, возможно, сейчас специалисты совместными усилиями смогут установить истину.

АЛЕКСЕЯ ПРИСТРЕЛИЛИ ПОСЛЕДНИМ

Из воспоминаний Якова Юровского - коменданта дома инженера Ипатьева от 1 февраля 1934 года:

«Это было в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. ...Спустившись в комнату, я им предложил встать по стенке. Очевидно, они еще в этот момент ничего себе не представляли, что их ожидает. Александра Федоровна сказала: «Здесь даже стульев нет». Алексея нес на руках Николай. Он с ним так и стоял в комнате. Тогда я велел принести пару стульев, на одном из которых села Александра Федоровна. Рядом с ней встали дочери и Демидова (комнатная девушка, - Авт.). Посадили рядом на кресле Алексея, за ним шли доктор Боткин, повар и другие. Николай остался стоять против Алексея. Я распорядился, чтобы все были готовы (для расстрела 11 членов царской семьи Юровский собрал 11 палачей, - Авт.), и что каждый, когда будет подана команда, был на своем месте. Николай, посадив Алексея, встал так, что собой его загородил. ...и я тут же сказал Николаю, что Совет рабочих депутатов постановил их расстрелять. Он спросил: «ЧТО?», повернулся лицом к Алексею, я в это время в него выстрелил и убил наповал. Он так и не успел получить ответ. Тут началась беспорядочная стрельба. Пули стали летать рикошетом, пальба усиливалась, поднялся крик расстреливаемых. Мне с большим трудом удалось стрельбу приостановить. Оказалось, дочери, Александра Федоровна, Демидова и Алексей были живы. Тогда приступили достреливать (чтобы было поменьше крови, я заранее предложил стрелять в область сердца). Алексей так и остался сидеть окаменевши, я его пристрелил».

Захоронение царской семьи в соборе Петропавловской крепости.
Фото: из архива Владимира Соловьева.

ХОТЕЛИ СЖЕЧЬ ДОТЛА

В июле 1918 года царевичу Алексею было 13 лет. Его, тяжелобольного гемофилией, убивали последним. Спустя какое-то время, все палачи, кроме Юровского, заявят, что им было жаль мальчишку, потому они не стреляли в Алексея. Но было им невдомек, что тем самым они обрекли ребенка на самую страшную муку - вся семья была расстреляна на его глазах. Когда же комендант Юровский велел сжечь тела, первым на костер бросили тело цесаревича. Большевики явно хотели, чтобы от наследника престола не осталось и следа. Вместе с мальчиком на этом же костре была сожжена и княжна Мария, тело которой убийцы приняли за тело императрицы Александры Федоровны.

Из рассказа Юровского в 1919 году, записанного историком, профессором Покровским:

«Потом похоронили их (Алексея и Марию, - Авт.) тут же под костром останки и снова разложили костер, что совершенно закрыло следы копания. Тем временем вырыли братскую могилу для остальных. ...Трупы сложили в яму, облив лица и вообще все тела серной кислотой, как для неузнаваемости, так и для того, чтобы предотвратить смрад от разложения. Забросав яму землей и хворостом, сверху наложили шпалы и несколько раз проехали - следов ямы здесь не осталось. Секрет был сохранен вполне - этого места погребения белые не нашли».

Найденные в 2007 году останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.
Фото: из архива Владимира Соловьева.

ТКНУЛ ЩУПОМ И ВЫНУЛ КОСТЬ

Место сокрытия царских останков удалось обнаружить лишь в 1979 году в районе, который раньше называли Поросенков Лог. Он находится в пяти километрах от монастыря Ганина Яма. Киносценарист Гелий Рябов и уральский геолог Николай Авдонин, изучив засекреченную на тот момент записку Юровского и карту местности, установили точное место захоронения.

Могила, в которой покоились останки девяти человек - Николая II, его супруги, троих дочерей, лакея, повара и девушки-служанки, была неглубока. Большевики тогда торопились, близился рассвет, поэтому наспех вырыли яму и закинули в нее трупы.

Прах убиенных вынули из могилы в 1991 году, а спустя пару лет возбудили уголовное дело, в рамках которого были проведены десятки экспертиз по идентификации найденных костей. В это же время в прессе начались бурные дебаты на тему подлинности останков. Нашлось немало экспертов, которые поставили под сомнение полученные ДНК-результаты.

Судебно-медицинский эксперт Никитин восстанавливает по найденным черепам внешность погибших.
Фото: из архива Владимира Соловьева.

Недоумение вызывал вопрос: почему среди найденного нет останков царевича Алексея и княжны Марии?

- Это было весной 2007 года, - вспоминает участник поисковой экспедиции Николай Неуймин. - По выходным мы выезжали в Поросенков Лог вместе со специалистами, имеющими опыт по поиску праха бойцов Великой Отечественной войны. Копали в том месте траншеи, искали металлическими щупами. Все это происходило в том же районе, где были найдены тела царя, императрицы и других расстрелянных. Ведь в записке Юровского было написано, что еще два тела они закопали неподалеку. Но точного места указано не было. То, что в итоге произошло, иначе как чудом не назовешь. Поисковик Вохмяков, орудуя щупом, вдруг наткнулся под землей на толстый слой углей, а под ним оказалась кость. Вохмяков аккуратно вынул её. Впоследствии оказалось, что это часть тазовой кости княжны Марии. Уже на следующий день на этом месте начались официальные археологические раскопки.

МНЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ

«СКЕЛЕТ №4 - СКЕЛЕТ ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ИМПЕРАТОРА»

Для старшего следователя-криминалиста Владимира Соловьева расследование гибели царской семьи стало делом всей жизни. Целых 20 лет он собирал доказательства безусловной вины цареубийц.

- Владимир Николаевич, когда в 2007 году были найдены, наконец, останки царевича Алексея и княжны Марии, тоже были сомнения, что это их кости?

- Я могу сказать одно: следствие установило, что это их останки, но в обществе есть сомнения.

Следователь Владимир Соловьев держит в руках уголовное дело начала1920-х годов, которое вел следователь Соколов, расследуя убийство последнего русского императора.
Фото: из архива Владимира Соловьева.

- В 2006 году будущий патриарх, митрополит Кирилл сказал: «Чтобы точно ответить на вопрос, кому принадлежат данные останки, нужно иметь, во-первых, высокого уровня генетическую экспертизу. А во-вторых, надо, чтобы организация, производящая генетическую экспертизу, пользовалась доверием всех участников процесса идентификации». А глава Российского Дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна заявила недавно, что допускает возможность эксгумации останков царской семьи, дабы поставить точку в вопросе об их подлинности.

- В данном случае я только за совместную работу. Я считаю, что должен быть собран круглый стол, где каждый участник занял бы равные позиции, имея возможность и задавать вопросы, и получать ответы. Причем, это должно быть сделано публично. Но это зависит не от меня.

- Вы входите в состав рабочей группы при правительстве РФ?

- Да, меня включили в ее состав. Для меня это серьезная и ответственная работа. Комиссию возглавляет заместитель председателя правительства России Приходько и это уже говорит о ее уровне. В комиссию входят заместители министров, крупные историки, архивисты. Я рад, что Русскую Православную Церковь представляет председатель Синодального отдела протоиерей Всеволод Чаплин. Он знаком с темой гибели царской семьи.

- А где сейчас хранятся останки?

- Долгое время они лежали в моем сейфе как вещественное доказательство. Но мне было неудобно, что они там лежат. После их передали в российский государственный архив. Так как там сохранилось немало документов по царской семье.

- В 1990-е годы к вам было немало вопросов о подлинности праха царской семьи.

- Конечно, до нахождения останков Алексея и Марии мы не могли дать точные ответы на все вопросы, которые в то время возникали в обществе. Но после 2007 года у нас появилась такая возможность.

- И что было сделано?

- Позвольте мне сначала вернуться в 1998 год. Тогда мне довелось пообщаться со Святейшим Патриархом Алексием Вторым. И он, очевидно, предвидя будущую ситуацию, посоветовал мне буквально следующее. «Владимир Николаевич, - сказал он. - Через годы наука шагнет вперед и возможно для подтверждения подлинности нужна будет эксгумация. Может быть, не нужно вскрывать гробницу, возьмите сейчас по кусочку от каждого праха и сохраните это в подобающих условиях». Я, вняв совету Святейшего, за несколько дней до захоронения Николая II и его семьи, пригласил специалистов и они взяли образцы биологических тканей от всех девяти человек. Когда в 2007 году были обнаружены тела цесаревича и княжны, я отдал все сохраненные фрагменты на экспертизу. Исследование всех образцов останков от 9-ти человек, обнаруженных в 1991 году, и от двух, найденных в 2007 году, было проведено "с нуля".

Особую роль сыграло исследование рубахи Николая Второго, хранящуюся в Зимнем Дворце. Она залита кровью императора и лежит там с 1891 года, когда царя, как известно, ударил саблей японский полицейский. Эксперты исследовали кровь Николая Второго и сравнили ее с останками скелета № 4, обнаруженного в Поросенковом Логе. Результат категоричный. Скелет № 4 - это скелет последнего русского императора. Помимо этого были проведены исследования генотипа, добытого из образцов праха родного брата царя Георгия Александровича. Результат тот же. Даже редчайшая генетическая мутация у них оказалась в той же позиции. И если сейчас появится необходимость, то все образцы можно исследовать повторно.

Я думаю, что для ныне созданной рабочей группы самое главное без эмоций, крика и шума собраться и сказать - мы вместе делаем великое дело, мы пытаемся найти ответы, от которых зависит историческая правда России. Надеюсь, что итоги работы будут ясны каждому интересующемуся этой темой, и они вызовут в обществе не раздор, а умиротворение.

Участник экспедиции поиска царских детей Николай Неуймин показывает, где были найдены останки.
Фото: из архива Владимира Соловьева.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

«ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ НЕ БЫЛА УБЕДИТЕЛЬНОЙ»

Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что необходимо провести новые экспертизы.

- Отец Всеволод, вы вошли в состав правительственной рабочей группы. Какова цель ее создания?

- Группа еще не собиралась, и мы ждем установок от правительства РФ, чтобы понимать, какие задачи будут перед нами ставиться. Но для меня очевидно, что с одной стороны здесь есть важный гуманитарный аспект. Прах людей давно хранится в технической упаковке в российском государственном архиве. Я видел, как он содержится. Работники архива, конечно, относятся к нему с большим почтением. Но все равно техническая упаковка - это техническая упаковка.

С другой стороны, есть много серьезной незавершенности по идентификации останков. Я не согласен с теми, кто считает, что с идентификацией все ясно. Например, при проведенной экспертизе останки генетически сопоставлялись с биоматериалом, взятым у довольно дальнего родственника Романовых принца Филиппа, который живет в Великобритании.

- Вы говорите о тех останках, которые уже захоронены в Петропавловском соборе?

- Да. Идентификация их не была убедительной. Почему-то пробы взяли у принца Филиппа. В то время как в Петропавловской крепости находится прах родного брата Николая II Великого Князя Георгия Александровича. А в Москве в Марфо-Мариинской обители прах родной сестры императрицы Александры Федоровны великой княгини Елизаветы. Есть и в Брюсселе реликвии, взятые с места возможного уничтожения тел царской семьи. Насколько я знаю, официального сопоставления останков не проводилось.

фрагменты пуль, найденные в могиле Николая Второго. Фото: из архива Владимира Соловьева.

Специалисты из Японии и Германии делали свои генетические исследования, и их выводы расходятся с выводами прежней комиссии. Сомневаются в итогах экспертизы и некоторые наши специалисты, в частности руководитель Центра ДНК-идентификации человека института общей генетики РАН Лев Животовский. Еще в обществе есть сомнение в целостности захороненных скелетов. Якобы кости и черепа могут быть собраны из разных мест. Вот на эти вопросы нужно давать ответы. И если для этого потребуются новые экспертизы, то почему бы их не провести.

- 20 с лишним лет назад диалога между сомневающимися и теми, кто уверен в своей правоте, не получилось. Возможно ли сейчас найти общий язык?

- Я надеюсь, что комиссия выслушает всех экспертов. И к генетическому материалу будет обеспечен доступ как российских, так и зарубежных специалистов.

- Сколько времени потребуется для поиска истины?

- Не знаю. Но захоронить останки можно гораздо раньше. Не обязательно ждать результатов экспертиз.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика