В Алтайском крае прогнозируют рост цен на «похоронные» товары. Потребители стали ориентироваться на более дешёвые изделия, которые не могут «вытягивать» выручку. Предприятия вынуждены перестраивать работу и реагировать на изменения спроса.
Снижение покупательской способности даже в такой сфере, как погребение, которая страдает в кризис менее других, отмечал основатель Новосибирского крематория Сергей Якушин во время визита в Барнаул. Как он говорил, кремация может стать для Алтайского края настоящим антикризисным предложением: услуги по сжиганию стоят, как правило, меньше традиционного погребения. Минимальная цена кремации — около 7 тысяч рублей.
Однако растут в цене в первую очередь ритуальные принадлежности: долларовая составляющая в них тоже имеется. Например, импортные компоненты используются в венках, памятниках, оградах и в гробах. Сотрудники двух барнаульских ритуальных агентств на условиях анонимности заявляли «Капиталисту», что слышали от руководства о планах повысить цены: в ближайшее время удорожание товаров для похорон может составить 15-20%. Это связано в том числе с ростом издержек у производителей: тарифы на электроэнергию для них выросли значительно.
— На самом деле, себестоимость ритуальных товаров выросла ещё раньше вместе с курсом доллара, — говорит собеседник «Капиталиста». — Однако потребительские ценники сдерживались за счёт снижения маржинальности продаж. То есть, производители стали закладывать меньшую прибыль. Но и этот резерв уже исчерпан.
Алтайские производители товаров для похорон о себестоимости и росте цен говорят неохотно.
Но в целом соглашаются, что подорожание ритуальных на 15-20% в ближайшие месяцы — это вполне реально. Даже самый дешёвый гроб, говорят они, может вырасти в цене с 600-650 до 700-750 рублей.
Предприниматели в ритуальной сфере отмечают, что средний чек стандартных похорон в 2015 году снизился. Потребители стали ориентироваться на более бюджетные услуги. И затронуло это даже премиальный сегмент: если раньше было несложно продать гроб за 45 тысяч рублей, то теперь все чаще в ход идут варианты от 10-15 тысяч рублей.
Бизнес вынужден менять ассортиментную политику, чтобы подстраиваться под изменения спроса у клиентов. Например, барнаульская компания «Империя», которая позиционирует себя как производитель гробов премиум-класса, сообщает, что стала производить гробы из ламината — материал выглядит «премиально, но стоимость его сравнима с бюджетными вариантами.
— Конечно, мы вынуждены подстраиваться под новые экономические условия, — говорит руководитель компании Завен Григорян. — Средний класс, который раньше мог позволить себе похороны, близкие к премиальным, стал очевидно менее платежеспособен. Поэтому мы не можем на это не реагировать: ассортиментом, введением новых позиций, сменой бизнес-стратегий.
Как говорят предприниматели, в ближайшее время рынок ритуальных услуг Алтайского края пополнится новыми игроками. Однако не из числа новых компаний: производители товаров для похорон, ранее не занимавшиеся прямыми продажами конечным потребителям, будут пытаться самостоятельно дойти до клиента, чтобы исключить накрутку посредников. Соответственно, агентствам придётся тоже подстраиваться под перемены и искать свои «антикризисные» предложения.