Сегодня стало известно о реакции МИД Азербайджана на визит Стерлигова в республику, и о возможных предстоящих визитах иностранных журналистов.
Иностранные журналисты, которые посетят Нагорный Карабах в ближайшее время, а Стерлигов там, возможно, проведёт пресс-конференцию, и если они приедут туда без разрешения МИД Азербайджана, они все рискуют попасть в чёрный список. Об этом РСН сообщили в пресс-службе МИД республики.
«Есть люди, которые совершили незаконный визит на оккупированную территорию», — так в республике оценивают принадлежность Нагорного Карабаха. Не только бизнесмен, но и журналисты. Соответственно, журналисты тоже рискуют. Сам Герман Стерлигов сейчас с нами на связи, российский бизнесмен, миллионер. Здравствуйте, Герман Львович.
Г. СТЕРЛИГОВ: Здравствуйте!
И. ИЗМАЙЛОВ: Герман Львович, сегодня стало известно из суда, где Тихонов, один из основателей БОРН, объявил, что тренировки боевиков проходили на принадлежавших Вам землях. С этой информацией что делать? Вы полностью опровергаете?
Г. СТЕРЛИГОВ: Враньё это обычное. Что такое БОРН, я узнал от своего сына. Говорит: «Пап, ты знаешь, что такое БОРН?» Хоть сказал мне, как это расшифровывается. Обычное враньё, заказуха на меня, потому что я знаком с одним из фигурантов этого дела, с Горячевым. Когда он приходил ко мне и просил деньги на журнал про патриархию, я, естественно, не дал, потому что вы знаете, как я отношусь к московской патриархии.
И. ИЗМАЙЛОВ: Герман Львович, а кто заказчик?
Г. СТЕРЛИГОВ: Это я расскажу в понедельник. В понедельник будет пресс-конференция в городе Шуша в Нагорном Карабахе.
И. ИЗМАЙЛОВ: Ваш внезапный отъезд связан с тем, о чём вы расскажете в понедельник, с заказчиком?
Г. СТЕРЛИГОВ: Всё вам расскажу в понедельник. А сейчас я вам хочу сказать, что Карабах – прекрасная страна, о которой я не знал до того, как сюда приехал. И я советую всем радиослушателям, если кто-то хочет поехать отдохнуть, увидеть, как прекрасно живут люди — съездите в Нагорный Карабах, в армянскую землю. Я живу в древней столице армянской Шуши. Чудо дивное.
И. ИЗМАЙЛОВ: Вы выбрали, где остановитесь?
Г. СТЕРЛИГОВ: Сейчас мы снимаем домик в Шуши и там живём. А вообще подбираем землю для строительства крестьянского хозяйства. Надо чем-то зарабатывать, потому что мы даже домой не смогли заехать из-за разных клеветников, которые возбудили дело.
И. ИЗМАЙЛОВ: Спешность отъезда с этим была связана?
Г. СТЕРЛИГОВ: Да там причина не в этом. Про причины я расскажу в понедельник, я сейчас не буду рассказывать, всё расскажу через два дня, когда соберётся пресса.
И. ИЗМАЙЛОВ: Герман Львович, Вы говорите, что там сейчас временный домик. А будет место, где будете постоянно жить, хозяйство такое же масштабное будет?
Г. СТЕРЛИГОВ: Мы уехали голы, как соколы, в чём были, в том уехали. Жена начала шить платья, продаёт платья, сейчас я купил мельницу за 4 тысячи долларов, прекрасную мельницу, которая работает на горном ручье. Огромные жернова с огромной скоростью мелят настоящее зерно, и получается настоящая мука. Я уже выбрал место на дороге в горах, буду сидеть завтра продавать эту муку натуральную, она лучше, чем магазинная. В магазине всё с заводов, а это хенд-мейд.
Сейчас нам Левон Айрапетян подарил двух прекрасных скакунов карабахской породы, которые по горам очень хорошо ходят. Мы на них ездили первый раз, и в восторге находимся, просто дивной красоты кони: одного из конюшни английской королевы он привёз, а второго из Голландии, причём один – жеребец, другая – кобыла.
И. ИЗМАЙЛОВ: Кто-то помогает обосноваться или нужна какая-то помощь?
Г. СТЕРЛИГОВ: Можете присылать денег. Кроме денег, ничего не нужно. Здесь настолько гостеприимные люди, что нам и помещение бесплатно предоставили.
И. ИЗМАЙЛОВ: А как прислать? Куда?
Г. СТЕРЛИГОВ: И ездят с нами земли выбирать в горах каждый день. Выбрали участок, запросили у правительства Карабаха, чтобы они нам его выделили, сейчас ждём решения, выделят или не выделят.
И. ИЗМАЙЛОВ: А как перечислить деньги тем, кто захочет Вам помочь?
Г. СТЕРЛИГОВ: Это нужно перечислять на моё имя через «Юнистрим» на имя Стерлигова Германа Львовича, а в «ВКонтакте» на мою страницу скидывать код, чтобы я мог их забрать. Я не дерзаю обращаться к людям, чтобы люди меня содержали – это ни к чему совершенно. Если бы они купили мыло, которое у меня осталось в Слободе, у меня мыло там очень хорошее, хенд-мейд, вот это было бы отлично. Я бы им мыло – они мне деньги. Москвичам всё время надо мыться.
И. ИЗМАЙЛОВ: А как это сделать? Через помощников, или туда можно приехать?
Г. СТЕРЛИГОВ: Мыло можно забрать в Слободе, к нам приехать, а деньги перевести на моё имя через «Юнистрим». А чтобы мне просто так деньги пересылать – не надо, я и сам могу, я не безрукий, не безногий, милостью божией сам заработаю. Завтра муку начинаю продавать, завтра у меня уже появится первый доход.
И. ИЗМАЙЛОВ: А Вы там с помощниками или только с семьёй?
Г. СТЕРЛИГОВ: С нами ещё два наших друга, тоже с детьми.
И. ИЗМАЙЛОВ: Вы семьями?
Г. СТЕРЛИГОВ: Да. И мы сейчас будем создавать своё маленькое крестьянское хозяйство. Но будем смотреть, как ситуация разворачивается, потому что хочется в Россию, Россия – наше отечество, нам очень нравится в России, там очень легко и хорошо стало вести крестьянское хозяйство: власти помогают, землю дают дополнительную. В России у нас сейчас хорошо в этом плане, нет проблем.
И. ИЗМАЙЛОВ: Получится вернуться в ближайшее время, как думаете? У Вас же и дом заколоченный стоит.
Г. СТЕРЛИГОВ: Очень хотим вернуться домой, в нашу Слободу, столько пота туда вложено. Но видите, согнали нас всей этой клеветой и прочим, выдавили, можно сказать, профессионально, как в конце 90-х, во времена сурковщины.
И. ИЗМАЙЛОВ: Угрожали?
Г. СТЕРЛИГОВ: Я всё расскажу в понедельник.
И. ИЗМАЙЛОВ: У Вас хозяйство, а я по себе знаю, не косишь траву две недели, потом считай насмарку всё то, что было месяцами сделано, обидно. Что с этим-то делать?
Г. СТЕРЛИГОВ: Что делать, это убытки. Разорение крестьянского хозяйства. Будем восстанавливать, бог даст – вернёмся. А сейчас в Карабахе не надо даже сено заготавливать, потому что здесь овец перегоняют сверху вниз и снизу вверх относительно времени года, и круглый год у них есть корма. Здесь очень легко вести крестьянское хозяйство, и самое главное, здесь очень мирная атмосфера, очень хорошо люди относятся друг к другу. Это удивительное дело, все друг другу помогают. Такой армянский старинный мир, затерянный мир в современном обозлённом и суетливом мире. И вот здесь такой островок старой жизни с добрыми традициями и отношениями.
И. ИЗМАЙЛОВ: А то, что МИД Азербайджана составил списки, не помешает в дальнейшем?
Г. СТЕРЛИГОВ: У кого нет врагов, у того, значит, и друзей нет. Я отстаиваю историческую справедливость, потому что я живу один раз на белом свете. Я председатель «Общества любителей древней письменности», которое знает историю. Безусловно, я уверен, что земли армянские. И какая мне разница, вносит меня Азербайджан в какие-то списки, или нет? Что мне, врать что ли, говорить, что земли азербайджанские? Азербайджан вообще никакого исторического отношения к этим землям не имеет, это старинные древние армянские земли. Лицевой летописный свод XVI века, который делался во времена Ивана Грозного для его детей, который мы распространяли последние шесть лет всем желающим бесплатно, убедительно свидетельствует о том, что Карабах – это армянские земли. Возьмите летопись, почитайте. На что ссылаются азербайджанцы, что это азербайджанские земли? Ни на что! На любом кладбище в Карабахе чьи старинные могилы? Там на каком языке написано? Там на армянском языке армянские могилы, и трёхсотлетней давности, и четырёхсотлетней, и пятисотлетней давности – там ни одной азербайджанской могилы нет. Азербайджанские могилы только во время Советского Союза были. Либо Троцкий с Джугашвили отдали эту землю Азербайджану, договорились, наступили армянам на горло и отдали эту землю Азербайджану.
И. ИЗМАЙЛОВ: Вы бывали раньше в этом регионе или представляли его? Намеренно туда поехали для того, чтобы вести крестьянское хозяйство, или так сложилось?
Г. СТЕРЛИГОВ: Я и собирался сюда ехать, просто в мирном режиме. Но когда стало ясно, что я не могу вернуться домой с семьёй, и это стало опасным для семьи, я уже знал, куда ехать, и я поехал в Карабах, потому что давно хотел туда поехать. Куда нам ехать? В эту Европу или Америку, где извращенцы всю жизнь искалечили людям? Поэтому мы поехали туда, где люди живут по-человечески.
Насчёт сельского хозяйства и продуктов питания – здесь самые экологически чистые продукты питания, которые практически незнакомы российскому рынку. Сейчас в рамках импортозамещения из Таможенного союза, то есть из Армении, нужно везти продукты из Карабаха.
И. ИЗМАЙЛОВ: Когда Вы вернётесь, может, у Вас получится наладить какие-то логистические линии оттуда.
Г. СТЕРЛИГОВ: Мы сейчас создаём российско-карабахский торговый дом, и мы будем стараться поставлять максимальное количество экологически чистой продукции на столы москвичей и санкт-петербуржцев из Карабаха. Лучше продукции, и, кстати говоря, дешевле, на рынке нет.
И. ИЗМАЙЛОВ: Герман Львович, к сожалению, времени не осталось. Спасибо большое.