105 лет назад умер Мариус Петипа

14.07.2015
105 лет назад умер Мариус Петипа - Похоронный портал
105 лет назад 14 июля 1910 года умер знаменитый российский балетмейстер Мариус Петипа. Он скончался в возрасте 92 лет в Гурзуфе.
…В конце мая 1847 года извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира. На голове его был повязан платок вместо картуза, который был украден в порту, сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра. Прохожие веселились, глядя на странного седока; он веселился не меньше, видя себя в центре внимания. Так прибыл в Россию человек, которому суждено было на несколько десятилетий определить направление, по которому развивался русский балет.

Детство и юность
Альфонс Виктор Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо.
Получил общее образование в Брюсселе, куда были приглашены работать его родители. Одновременно с посещением колледжа для получения общего образования он учился игре на скрипке в консерватории. Кроме того, с самого детства Мариус и его старший брат Люсьен начали проходить строгую школу хореографического искусства у своего отца. «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».
Тем не менее, маленькому упрямцу пришлось смириться, уступив настойчивости отца и уговорам матери, и в девятилетнем возрасте он впервые появился перед публикой в балете «Танцемания», поставленном его отцом.
В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент.
Постепенно имя Мариуса Петипа становилось известным, и он начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. Он был приглашен в Испанию, однако через некоторое время был вынужден вернуться во Францию. Сам Петипа в своих мемуарах утверждает, что причиной послужила романтическая любовная история.

Россия
В 1847 году Петипа получил приглашение российских властей приехать в Петербург. Он без колебаний согласился, поскольку считал Россию единственной страной, где балет процветал и стоял на правильном пути развития.
«29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург... Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных...», - пишет Петипа в своих мемуарах. Явление не просто редкое – уникальное, особенно если иметь в виду, что то «учреждение», которое скромно упоминает в начале своих мемуаров Мариус Петипа, - это театр
Он говорит о шестидесяти годах службы. На самом деле его служение искусству, русскому балету насчитывает далеко не шесть десятков лет, а значительно больше – балеты в постановке Петипа живы и в нынешнем веке.
Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России – сначала как солист балета и педагог, с 1862 года – как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. Россия стала его второй родиной. В 1894 году он получил российское подданство.
Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет «Пахита», автором которого был французский балетмейстер Мазилье. Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот сохранился в постановке Мариуса Петипа более чем на семь десятков лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне.

1.jpg
Первый акт балета «Раймонда» в постановке Мариуса Петипа.
Мариинский театр, 1900 г.

Но его служение искусству было далеко не безоблачным. Он встречал непонимание со стороны руководства театра. Некоторое время был фактически отстранен от работы.
Особое место в творчестве Петипа занимает его сотрудничество с П. И. Чайковским. Все свои балеты он предпочитал ставить в тесной связи с композиторами, если это было возможно, поскольку совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору – создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью.
Chaykovskiy.jpg
                       Петр Ильич Чайковский

Лучшей своей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. Структура спектакля строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.

Болезнь и смерть
В конце XIX - начале XX веков Петипа ежегодно с семьей отдыхал и лечился в Крыму. Жил он в гостиницах Ялты, а в первое десятилетие прошлого века – в основном в курорте «Гурзуф», так назывались нынешние санатории «Гурзуфский» и «Пушкино» и прилегающие к ним территории.
Всю жизнь, Мариус Иванович страдал хроническим бронхитом, а потому в последние годы жизни проводил в Крыму по 4-5 месяцев: с конца марта до конца августа – начала сентября.
В 1910 году Петипа, как всегда весной, с женой и младшей дочерью Верой приехал в Гурзуф, но в июне хронический бронхит перешел в воспаление легких.
Из интервью сына Виктора:
«...К концу июня в Гурзуф приехала вся наша семья, за исключением моей сестры Марии. Два дня до смерти он находился без сознания, никого не узнавал и не чувствовал никаких страданий. 14 июля, в 11 часов утра, его не стало».

Похороны
Тело Мариуса Петипа из Крыма везли через всю Россию. 21 июля, в 10 часов утра, печальный состав прибыл на Николаевский (ныне Московский) вокзал тогдашней столицы России – Санкт-Петербурга.
После краткой литии, совершенной по католическому обряду, гроб вынесли на руках и поставили на траурную колесницу. Затем похоронная процессия направилась к Волкову кладбищу.
Похоронная процессия была очень большой. Провожали великого балетмейстера в последний путь семья, коллеги по совместной работе в театрах двух российских столиц, его ученики и ученицы, почитатели покойного. В 12 часов гроб был опущен в фамильный склеп. На могиле Петипа поставлен по желанию покойного небольшой белый крест с надписью «Marius Petipa – 14 июля 1910 г.»

Память
В одном из некрологов 1910 г., опубликованном в ежедневнике «Обозрение театров», написаны такие слова:
«...Балетмейстер русского балета Мариус Иванович Петипа не умер и не умрет, он был и останется навсегда альфой и омегой русской балетной сцены. Весь репертуар нашей сцены, за малым исключением, состоит из балетов Мариуса Ивановича. Сказать, что Мариус Иванович создал русский балет и русскую образцовую балетную школу – далеко не будет преувеличением».
В 1948 году хореограф был перезахоронен в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, в Некрополь Мастеров искусств. В 1958 г. на месте погребения останков М. И. Петипа была установлена мраморная плита. В 1988 г. плита заменена существующим надгробием, выполненным в характере исторических памятников эпохи классицизма.
Pamyatnik.jpg

 В 90-х годах Ялтинский горсовет принимал решение о переименовании одной из улиц Гурзуфа, но решение вскоре было отменено.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика