Реконструкция самого известного парка в Иркутске обсуждается уже несколько десятилетий. Все дело в том, что парк этот разбит на месте Иерусалимского кладбища. Общественность Иркутска раскололась на два лагеря: историки требуют остановить варварство и перенести с разрушенных могил аттракционы и зоопарк, а иркутяне с детьми просят оставить в городе одно из немногочисленных мест, где можно погулять с малышней. Правда, и те, и другие согласны с тем, что в нынешнем виде заброшенный ЦПКиО не должен существовать ни как мемориал, ни как парк отдыха. На чьей стороне закон, пытался разобраться корреспондент «Совершенно секретно».
Фото из архива автора
Страшную новость о закрытии Иерусалимского кладбища и превращении погоста в парк простые иркутяне узнали 17 мая 1949 года. В тот день городские власти официально объявили о строительстве ЦПКиО на месте кладбища.
«Родные похороненных на Иерусалимке людей были в шоке. Все пытались узнать, куда собираются переносить останки. На это родным усопших власти заявили, что массово эксгумировать покойников никто не собирается, – признается историк Волков. – Последующие 8 лет на кладбище никого не пускали. Вплоть до самого открытия ЦПКиО в 1957 году. Тогда стало ясно, что нетронутым из всех ста тысяч могил осталось только захоронение писателя Михаила Загоскина. Работники парковой застройки делились с близкими жуткими историями о горах костей, которые вывозили с места земляных работ на участке, где сейчас расположено здание Октябрьского райсуда, Театр кукол и мини-зоопарк».
Опрошенные «Совершенно секретно» иркутяне помнят, что, когда в уже открытом ЦПКиО ставили колесо обозрения и выкапывали котлован под площадку для танцев, ковш экскаватора доставал множество скелетов: их уже не вывозили – бросали в одну яму прямо в парке и закапывали.
«Перезахоронение советская власть считала дорогостоящей роскошью, – замечает Волков. – В итоге молодежь плясала, а семьи с детьми гуляли прямо по могилам. Мамаши с колясками время от времени с ужасом обнаруживали сбоку или под скамейкой следы захоронения. Сейчас почти все скамейки в очередной недоремонт снесли, зато у тропинок и сегодня можно заметить могильные плиты. А родные похороненных здесь до сих пор приносят на разрушенный погост букеты: среди деревьев и в траве можно увидеть срезанные цветы от тех, кому удалось найти следы своих предков».
Фото из архива автора
ИЗ ПАРКА ПРЕДЛАГАЮТ СДЕЛАТЬ НЕКРОПОЛЬ
На центральных воротах парка давно облупилась краска, некогда парадная лестница разбита, по данным оценщиков, на 100 %, а все детские развлечения сузились до маленькой группы аттракционов на одном краю и мини-зоопарка на другом. Время от времени лакомую землю ЦПКиО в центре Иркутска пытаются занять строительные компании, однако статус исторического памятника регионального уровня пока защищает его территорию.
«По действующим законам за парк ответственность несет городская администрация, ведь это земля муниципалитета. При этом как памятник областного значения территорию ЦПКиО контролируют и власти Приангарья, – объясняет эксперт по земельному праву, юрист Владимир Кинаев. – В итоге же чиновники ни того, ни другого уровня оплачивать ремонт парка не собираются. Каждый старается перекинуть ответственность на другого. Хорошо хоть они третьим лицам не дают его захватить и застроить, к примеру торговыми центрами».
«Иркутскжелдорпроект» 9 лет назад создал проект ремонта и благоустройства парка, «благодаря» которому было ликвидировано и то немногое, что сохранилось от погоста. Возмущенные общественники и ученые потребовали от губернатора Александра Тишанина остановить «ремонт». Тот объявил, что «плясок на костях» не допустит, и проект был заморожен в 2007 году службой по охране культурных объектов.
«При этом аттракционы и кафешки остались там же, – вспоминает юрист Кинаев. – Потом общество «Родословие» разработало проект «В память иркутян, захороненных на кладбище Иерусалимском» в попытке восстановить имена всех похороненных в этой земле. 5 лет назад историки впервые предложили сделать из ЦПКиО мемориал «Иерусалимская гора», открыв здесь парк «тихого отдыха» с тропинками для прогулок и убрав все аттракционы. Тогда переносом аттракционов стали возмущаться уже иркутяне с детьми. Жители припомнили властям аналогичную попытку за несколько лет до этого перенести в парк «Комсомольский» отдаленного Иркутска-2 колесо обозрения, которое непонятным образом «пропало» в ходе переноса».
Год назад общественная организация иркутских историков «Иркутский исторический некрополь» представила очередной проект не кладбища, но мемориала на месте ЦПКиО. На этот раз историков поддержали и городские, и областные власти. «Территория погоста Иерусалимского должна стать мемориалом, где мы увековечим память иркутян, составивших славу города на протяжении 300 лет. Сейчас много спорят о методах благоустройства парка. Уверен, что в первую очередь он не должен быть заброшенным участком, запустение которого власти оправдывают его особым статусом. Здесь нужно сохранить исторические тропы, провести освещение и поддерживать в порядке растительность», – считает министр культуры Приангарья Виталий Барышников.
При этом историки полагают, что правильнее было бы назвать этот мемориал некрополем, а не парком: территорию огородить, чтобы днем ее любой мог посетить, а на ночь закрывать, и установить таблички с именами всех захороненных на погосте «отцов Иркутска».
Фото из архива автора
КАКИМ ВЫРАСТЕТ РЕБЕНОК, ИГРАВШИЙ НА МОГИЛЕ?
В 2014 году в проект от историков уже внесли окончательные корректировки, однако вопрос размещения аттракционов и зоопарка остался открытым. «У детей в Иркутске и так недостаточно мест для развлечений. Видимо, земля в центре города настолько дорога, что карусели и качели постепенно переехали в отдаленные районы Иркутска. Из открытых площадок для детей в центре города остались только остров Юность и ЦПКиО. И тот хотят отобрать», – возмущается председатель общественной организации «Детский мир» Юлия Раднева.
На выпады родителей историки отвечают, что ни в коем случае «не против детских городков». «И у нас есть дети, внуки, – парирует Волков. – Но, согласитесь, размещать аттракционы и детские кафе на костях предков – кощунство. Каким вырастет ребенок, игравший на могиле? Между тем для каруселей в Иркутске предусмотрено отличное место на набережной – Юность».
К слову, обновленный проект в службе по охране культурных объектов Приангарья готовы согласовать лишь при условии проведения геофизических изысканий в парке, которые покажут, где именно расположены могилы. «Если захоронения найдут под качелями, аттракционы однозначно переедут, – приводит условия службы Волков. – Накануне первые итоги изысканий подтвердили захоронение 50 тысяч тел на землях ЦПКиО. Некоторые из них – в границах детского городка и зоогалереи. Так что их судьба решена – переезд…»
Интересно, что еще до окончания изысканий заммэра Иркутска Антон Логашов объявил о переезде аттракционов и мини-зоопарка, уточнив, правда, что вопрос законности размещения всех строений на земле когда-то Иерусалимского кладбища пока еще оценивает городская прокуратура. «По уже имеющимся данным, следы человеческих захоронений обнаружены под капитальным зданием детского театра, стоящего прямо на границе ЦПКиО, а также под зданием суда. И что же, их тоже выселять? – беспокоится иркутянка и работник театра «Аистенок» Анна Иваненко. – Или нас трогать не будут, поскольку мы находимся в капитальном здании, в отличие от зоопарка? Единственного во всем городе, кстати».
ПЕРЕНОСИТЬ ПРИДЕТСЯ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС
Главный городской архитектор Инна Кондратьева признается, что морально-этическая сторона – не единственная проблема в деле перевода парка в статус мемориала.
«Присвоить землям такой статус может быть проблематично. Действующие законы предусматривают, что у объекта с таким статусом есть санзона в 50 метров. Получается, что перенести за пределы нынешнего ЦПКиО придется не только кукольный театр или зоопарк, но и две длинные улицы деревянных частных домов, а также жилой комплекс «Театральный», который только недавно достроили», – поясняет Кондратьева.
К слову, некоторые общественные деятели уверены, что стремительное одобрение иркутскими депутатами нового проекта историков связано с инициативой прежнего владельца земли под достроенным недавно ЖК «Театральный».
«Есть ряд людей, которым может быть выгоден перевод земель парка в статус кладбищенских. Так, несколько лет назад, когда тогдашний мэр Иркутска внезапно перестал быть главой города, лакомый участок под нынешним «Театральным» забрали у брата экс-мэра. Сейчас обиженный вернулся в городскую Думу», – замечает иркутский политолог Алексей Тополев.
Однако эксперт по земельному и строительному законодательству Евгений Юзин уверен, что причины перевода кроются отнюдь не в личной грызне политиков. По словам Юзина, в санитарные 50 метров зоны кладбища войдут также перегруженные иркутские автомагистрали – улицы Байкальская и Советская.
Большинство депутатов Иркутской городской думы не спешат соглашаться с вице-мэром и предлагают решить вопрос, «не забывая о живых».
«Рушить жилье, новый ЖК, переносить две трассы и Театр кукол, попавшие в санзону кладбища, – это плохой ход. Давайте не будем создавать проблемы живым людям. В качестве альтернативы можно присвоить спорным землям статус мемориального, но парка, а «Иерусалимское кладбище» применять просто как название парка», – предлагает Иван Бережных.
Тем не менее обе группы депутатов уже настроены выселить из парка детский городок и зоопарк. Правда, в какое именно место, ни один из народных избранников сообщить не смог. Хотя все депутаты, опрошенные «Совершенно секретно», солидарны в том, что вопрос с парком нужно «поскорее решать практически», поскольку в центре Иркутска не может находиться огромная безнадзорная площадь.