Сергей был в числе тех, кто препятствовал штурму ОГА, призывал захватчиков облуправления СБУ к миру. В апреле этого года Сергей Давыдов побывал в Луганске и даже провёл заседание союза предпринимателей. «Люди подавленные, информационно задавленные», — комментирует свою поездку Сергей. По его словам, в областном центре нормально работает только сфера услуг, а именно — ритуальных.
- В студии Общественного радио Сергей Давыдов, председатель Луганского городского союза предпринимателей. Говорить мы будем о том, как предприниматели-переселенцы живут в Киеве и других городах Украины и о том, что происходит с бизнесом в Луганске. Сергей Иванович, Вы сейчас в Киеве, Луганский городской союз предпринимателей в новых условиях продолжает работу. Как переезжала организация и много ли Ваших приняли решение выехать в Украину?
- Действительно, ситуация сложилась таким образом, что нам пришлось покинуть родной город. И наших членов совета предпринимателей разбросало практически по всей Украине. Определённая часть людей находится в Киеве, другие — в Харькове, Днепропетровске, Виннице, Львове. Нас много на каждом километре. Но так уж сложилось, что являясь председателем совета предпринимателей города Луганска, я продолжаю оставаться своеобразным координатором, через которого проходят информационные связи, коммуникации, находятся в городе Киеве
- Какие проблемы предпринимателей-переселенцев остаются нерешенными?
- Основная проблема — это жильё и работа, наверное. А остальное — бытовые вопросы — предприниматели как-то стараются решать, хотя находятся в определённой дестабилизации. Более десяти лет занимались бизнесом в родном городе, на одном месте, сложились определённые связи, отношения. А здесь на метах немного другая коммуникация — приходится сталкиваться и с откровенным неприятием, что вот мы — с той стороны: «Почему вы здесь? Почему не там?»
- Вы человек активный и с принципиальной гражданской позицией. Таким Вас знают луганчане. В Киеве к чему стремитесь? Есть у союза программы и предложения для переселенцев в целом и предпринимателей в частности?
- Мы сейчас…У нас есть костяк людей — это Андрей Касчпаревич, Наталья Парапанова, Усов, Герич, ряд другших ребят. Мы работаем над нашим предложением — это предложить в государственную программу механизм компенсации утраченного жилья, недвижимости, которая осталась на временно оккупированной территории. Государство, не обеспечив нам безопасность жизни, жилья и прочего, оно как бы в ответе за то, что мы оказались в таком положении. Мы не просим эти деньги на руки. Мы говорим: «Ребята, пусть банковские учреждения — тот же «Ощадбанк» откроет нам счета, по оценочной процедуре, которую можно сделать». Определить с коэффициентом повышения или понижения — смотря, где будет находиться переселенец: то ли в столице, то ли в районном центре, и пропорционально той стоимости, которая была в областном центре в Донецке и в Луганске, нам какую-то сумму дадут. И эти деньги пойдут на строительство жилья, запустятся производства, пойдут налоги; это новые рабочие места…То есть это хороший механизм — его надо отработать.
Переселенец, передав государству правоустанавливающий документ…Государство затем, когда освободит территорию, оно компенсирует часть своих затрат, продав, сдав в аренду это имущество, которое возьмёт у переселенцев.
- Пару месяцев назад Вам удалось побывать в Луганске и даже провести заседание той части городского союза предпринимателей. Каким Вы увидели город и что услышали от коллег?
- Даже скажу откровенно, не говоря жене, детям я пытался проанализировать ту ситуацию, которая там…Экономическую ситуацию, политическую и попытаться, возможно, найти себя там. Но побыв там два месяца, я увидел, что пока мне там места нет, потому что грустно, люди подавленные, информационно задавленные.
Провел заседание совета предпринимателей. Собрались немного. Нас 15 человек. Но, когда ребята пришли, они, конечно, с удивлением и со страхом легким таким говорят: «Как ты собрал это всё?» Я говорю: «А почему?» — Да, тут же ж надо предварительно заявлять, потому что нас могут арестовать… Как бы в шутку так говорю: «Ребята, 15 человек — это веселее будет сидеть на подвале…
Посидели…поговорили…Ну что…производство не работает. Работают в основном ритуальные бюро, как часы, работает транспорт, работает рынок. Это как бы место тусовки граждан Луганска — в основном на рынках. работают магазины. В школы и в больницы ходят медики, ну им надо отдать должное — они просто молодцы, потому что работают за «спасибо». Ну, может кто-то какую-то копейку даст…»
Мне буквально вчера звонил мой коллега из Лутугино. Он адвокат. Говорит: «Я буквально три недели назад зарегистрировал юридическую контору!» Говорит, уже не в моготу — деньги закончились, я не знаю, как жить, Торговать я не могу… Три недели прошло и ни одного клиента.
- Блокада от председателя военно-гражданской администрации Геннадия Москаля ощутима? Как выходят из сложившейся ситуации предприниматели?
Бизнес — он своё место найдёт. Надо его отпустить и он своё место найдёт. Контрабандой, в руках, в сумках — они всё равно этот товар будут нести, потому что. В основном это услуги. Есть предприятие «Лугансксервис» там Терещенко Игорь. Он мне говорит: холодильники ломаются, стиральные машинки ломаются — люди ко мне идут. Хоть полдня, но я работаю, как-то делаю. Я говорю: «А как запчасти?..» — А вот так, говорит: звоню тому, сему — в сумках какие-то запчасти передают, кто-то с России кто — через Украину. Определённая часть настроена всё-таки в ожидании, что их кто-то куда-то заберёт, перетянет, переживут, но сколько же можно?…А другая часть — просто является заложниками.
- Каким Вы видите будущее луганского бизнеса?
Я всё-таки уверен, что там наступит мир и бизнес, конечно, не весь бизнес и не все предприниматели вернутся туда — это однозначно, потому что в Виннице, знаю, ребята осели, во Львове, в Киеве. Не весь бизнес вернётся — это горько и обидно. Я, честно говоря, не совсем для себя принял решение…Как бы дверь оставил открытой вернуться туда, потому что…ну как оно там сложится… Вот как бы дверь оставил ещё открытой.
Рассказал Сергей Давыдов, председатель Луганского городского союза предпринимателей.