Практически все они в редакцию задавали один и тот же вопрос: «Почему же похоронить человека в краевом центре стоит почти столько же, как купить подержанную иномарку?». Как и обещали, мы продолжаем разбираться в тонкостях похоронного дела в Хабаровске, теперь вместе с Максимом Поличка, членом регионального штаба Хабаровского краевого отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт за Россию».
- Максим, «Народный фронт» пристально отслеживает эффективность использования бюджетных средств. И за похоронным делом, точнее за участием муниципальных властей в этой сфере услуг, оказываемых населению, вы не только внимательно следите, но и изучили этот вопрос очень пристально. Так что у нас происходит на сегодняшний день с ритуальными услугами и особенно - с «гарантированным перечнем», который по идее должен был усилить конкуренцию среди компаний, но на деле все равно почему-то не работает?
- 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин выступал в Федеральном Собрании. В качестве одного из первоочередных направлений развития нашей страны в период санкций он обозначил, что: «… Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу - в государственной, муниципальной, частной организации. Его право - обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей… Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам. Конкуренция - это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы…». Однако в Хабаровске, если мы говорим о похоронном деле, с этим очень туго. Да, все мы, как правило, чураемся подобных мыслей, но когда нам приходится с этим столкнуться, удивляемся и задаем вопрос: «Почему так дорого?». Сразу скажу, что я и мои коллеги по «Народному фронту» изучали, как работает тот же «Гарантированный перечень» в других регионах, и были удивлены, что есть города, схожие с Хабаровском даже по климатическим условиям, где муниципальные власти, пользуясь этим механизмом, снизили цены на данные услуги до общефедеральных. Чем существенно сэкономили местные бюджеты.
- «Гарантированный перечень» - это, по сути, список услуг, необходимых для погребения, так сказать, в бюджетном варианте, по минимуму. Тем не менее, многие люди даже и об этом знать не знают, а когда сталкиваются, то не сразу понимают, какую именно помощь им в скорбный час предоставляет государство.
- Действительно, «Гарантированный перечень» - это государственная поддержка, установленная Законом «О погребении и похоронном деле», где четко определен список услуг по погребению, который на безвозмездной основе предоставляется близким усопшего:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Кстати, и качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, которые должны в свою очередь устанавливать органы местного самоуправления. В статье 10 этого же Закона установлено и «Социальное пособие на погребение», и какую сумму получают близкие в качестве компенсации в случае, если погребение осуществлялось за их счет. Это что-то вроде социального пособия. В Хабаровском крае оно сейчас составляет около 6400 рублей. В сущности, мы имеем дело с одной из форм социальной поддержки для населения, установленной на федеральном уровне. Говоря обычным языком, в случае смерти любого гражданина России государство обязуется, даже в случае отсутствия родственников или денежных средств на захоронение, оплатить его достойное погребение. Как бы бездушно это не звучало, мы имеем дело всего лишь с одной из многих услуг, необходимость в получении которой возникает у любого человека, но в отличие, например, от медицинской или пенсионной, в России расходы по ее оказанию, в определенном законом объеме, берет на себя государство.
- Вы говорили, что изучили исполнение закона в сфере ритуальных услуг муниципальными властями в других городах страны, сравнивая их с Хабаровском. Так давайте разберемся, кто и главное - как и за сколько в краевом центре данную услугу оказывает? Думаю, это будет интересно, особенно, если учесть, что оказывается она за деньги, собранные горожанами в виде налогов.
|
- Ситуация в Хабаровске складывается, мягко говоря, неутешительная. У нас даже намека нет на открытую и прежде всего - честную конкуренцию. Иногда даже создается впечатление, что наши муниципальные власти и не желают, чтобы этот рынок был по-настоящему конкурентным. Например, когда мы стали выяснять, как у нас оказывается услуга населению по «гарантированному перечню», оказалось, что почему-то на нее могут рассчитывать только те граждане, кто обратился в одну конкретную организацию - Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» (далее - МУП «Спецкомбинат»). Это следует также и из ответа господина Сергея Чернышева, первого заместителя мэра по городскому хозяйству.
- Выходит, что несколько десятков миллионов в год просто отдается одной муниципальной компании?
- Верно. А ведь если бы эти деньги выделялись на контрактной основе, то путем открытых торгов конкурирующие организации существенно бы экономили городской бюджет путем снижения первоначальной суммы, выделяемой на услугу. Однако в Хабаровске, несмотря на то, что бюджет муниципалитета является крайне дефицитным - примерно 853 млн рублей - и при этом, как все ощутили этой зимой, у нас даже не нашлось лишней копейки, чтобы отчистить своевременно улицы от снега, «гарантированный перечень» весьма раздут и обходится налогоплательщикам не дешево.
- Ну да. Ведь, как заметил Олег Гроо, начальник управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска: «Снег имеет свойство таять и с наступлением положительных температур пойдет естественный процесс, без финансовых затрат и технических возможностей». Так зачем напрягаться? Но тогда на этом фоне тем более не понятно, зачем такие траты на похоронное дело?
- Вот на этот вопрос «Народный фронт» ищет ответ уже не первый месяц, изучая документацию администрации и МУПа. Прошу заметить, что при катастрофической экономии и дефиците бюджета буквально в начале 2015 года мэрия утверждает новые размеры компенсации за счет средств города - расходов на предоставление «Гарантированного перечня». Кстати, сверх установленной законом в 6 400 рублей. Например, исходя из Постановления администрации города Хабаровска от 02.02.2015 N 322, исключительно для МУП «Спецкомбинат» из нашего с вами муниципального «кармана» дополнительно к федеральным средствам выделяется от 12 000 до 25 000 рублей на каждого захороненного данной организацией взрослого жителя города. Очевидно, что данное решение накладывает дополнительную финансовую нагрузку на бюджет города и, как мне кажется, налогоплательщикам было бы небезынтересно узнать судьбу этих, по моему мнению, существенных денежных средств, перечисляемых МУП «Спецкомбинат», а также оценить качество услуг, предоставляемых данной организацией за наш с вами счет. И теперь мы с вами опять возвращаемся к словам президента. Ведь он не просто так сказал о развитии именно конкуренции в сфере предоставления услуг населению за счет средств бюджетов различных уровней власти. Сейчас эта задача повышения эффективности именно бюджетных расходов и особенно снижения излишних издержек в нынешней ситуации строгой экономии стоит наиболее остро. Но вот перед глазами у нас наглядный пример, как это действует на практике в случае с «Гарантированным перечнем».
- «Комсомолка» уже интересовалась у мэрии, каким именно образом формируется ценообразование на услуги самого МУП «Спецкомбинат», который к тому же является еще и единоличным получателем бюджетных благ. И вопросов у нас было, признаться, не мало.
- У нас тоже. Например, почему такая высокая сумма возмещения по «Гарантированному перечню» от 18 тысяч рублей. Вот муниципалитет Красноярска почему-то нашел возможность для предоставления своим жителям данной государственной гарантии в пределах суммы, установленной федеральным законом - у них она составляет 6 338,06 руб. Как минимум втрое ниже, несмотря на то что климатические условия у нас схожи. Хотя, если следовать практике, данный перечень в Хабаровске, оплачиваемый за счет государственных и муниципальных средств, большинство граждан «в чистом виде» не заказывают. По разным причинам: кого-то не устраивает минимальный набор услуг, а кого-то «бюджетный» уровень качества ритуальных принадлежностей, в частности - «деревянный гроб, обитый ситцем» или «надгробный знак из бетона». Многим хочется проводить своего близкого человека максимально достойно. Да, хотя бы памятник поставить мраморный или гранитный. И тут самое интересно, вы в своем материале об этом тоже писали. Если человек, пришедший в МУП, в итоге не желает пользоваться тем, что предусмотрено перечнем, то ему должны вышеуказанную сумму засчитать как скидку.
- Да, мы тоже пытались это выяснить. Как МУП «Спецкомбинат» эту информацию доносит до своих клиентов, а главное - отражает это в договорах. Но там почему-то данную информацию считают коммерческой тайной. Видимо, есть что скрывать?
- Видимо, есть. К нам уже обращались граждане, которые, по их мнению, при оплате своих заказов на оказание ритуальных услуг в МУП «Спецкомбинат» (с учетом компенсации по «гарантированному перечню») не в полном объеме получили причитающуюся им вышеуказанную «скидку», щедро предоставляемую из городского бюджета. То есть в документах вообще отсутствовала разбивка на общую и итоговую суммы, между которыми отдельно, как это положено по Закону «О защите прав потребителей», должна указываться скидка на приобретенный товар или услугу. Данные обращения людей наводят на мысль, что, вероятно, до клиентов не всегда доводится в полном объеме информация о действительном размере выделяемых для компенсации бюджетных средств. Также, исходя из имеющихся на руках документов, возможны случаи, когда компенсация в виде скидки по отдельным позициям гражданам все же предоставляется, но при пересчете общей суммы причитающейся людям государственной гарантии выясняется, что она «несколько меньше» положенной и той, что впоследствии МУП «Спецкомбинат» получает из бюджета в качестве компенсации.
- Я правильно поняла, что скидка вроде бы и есть, а вроде бы и нет? И МУП, как бы это выразиться, может получать деньги за одну и ту же услугу дважды: один раз от близких усопшего, а второй - из бюджета, хотя, по идее, муниципальные деньги должны быть предоставлены клиентам в виде той самой скидки?
- Могу судить только по тем документам, что нам предоставляли клиенты МУП «Спецкомбинат», и там, как бы мы тщательно не пересчитывали сумму и как не проверяли сам счет-заказ, информации о скидке не нашли. Кстати, было бы крайне интересно узнать, а учитываются ли данные «предоставления муниципальной скидки не в полном объеме» при выставлении МУПом счетов администрации Хабаровска для получения бюджетных средств в качестве компенсации за оказание услуг по «гарантированному перечню»? В МУП «Спецкомбинат» вообще много странного в работе с документами. Вот, например, как вы думаете, что из себя представляет услуга «Установка памятника» или «Работа бригады по захоронению»?
- В моем понимании, если взять установку памятника (как, впрочем, и работу бригады), это, можно сказать, даже комплекс услуг. Точнее - серия взаимосвязанных между собой услуг. Ну, чтобы установить памятник, нужно разровнять площадку, установить плиту, тумбу и еще что-то там. Ведь без всего этого сам обелиск просто так в землю не воткнешь?
- Вот, так рассуждают и большинство потребителей. Для обычного человека, тем более находящегося в стрессовом состоянии - мы все-таки говорим о похоронах родных или близких - данные услуги по идее должны предоставляться как комплексные и неделимые, включающие в себя весь объем работ. По данному вопросу наиболее наглядно высказывается Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации: «средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, чтобы понять суть…». Но, как выясняется, это мы с вами так полагаем, а на практике выясняется, что люди, немного придя в себя после траурных забот, связанных с похоронами, обнаруживают в счет-заказах МУП «Спецкомбинат» массу «дополнительных услуг», за которые они так же заплатили. Например, при изучении одного из имеющихся в нашем распоряжении официальных счетов-заказов МУП «Спецкомбинат» выясняется, что помимо, как нам казалось, комплексной услуги «Работа бригады VIP» (по захоронению) людям дополнительно было «насчитано» за:
- «Перекладку тела умершего в гроб»;
- «Переноску гроба с телом умершего на расстояние до 50 м» (это, чтобы вы понимали, когда гроб с телом уже на кладбище переносят от катафалка до могилы). Как при этом считается расстояние - не совсем понятно.
И много еще чего.
- В чем же тогда заключается «Работа бригады VIP»?
- Нам тоже не совсем это понятно. В одном из МУПов по оказанию ритуальных услуг Хабаровского края «додетализировались» до такого абсурда, что в прейскуранте, помимо отдельной услуги «Переноска гроба с телом умершего на расстояние до 50 м», появилась услуга по «Переноске крышки гроба до 50 м». Простите, так и хочется спросить: а если клиент не захочет платить за переноску крышки, гроб в могилу без нее опустят? Но есть вещи еще «веселее»: близким усопшего приходится платить «Подготовку гроба перед захоронением» и даже за «Забивание гроба». То есть чтобы закрыть его крышкой и забить 4 гвоздя, за это нужно заплатить отдельно. Так и в МУП «Спецкомбинат» вроде бы в нашем понимании неделимая услуга «Установка памятника» плавно превращается в целый комплекс платных манипуляций. Чтобы, как вы говорите, воткнуть памятник, клиенту придется отдельно оплатить:
- «Установку тумбы»,
- «Установку бордюра»,
- «Установку плиты при захоронении»,
- «Установку подложки при захоронении» (комплект из 3 шт.)
- и т.д.
Не говоря уже о том, что «тумба», «установочная плита», «подложка» и другие перечисленные выше предметы - это все отдельные обязательные элементы, без которых сам «памятник» установить невозможно. Убери одно звено и все - обелиск стоять не будет. Но в МУП почему-то так не думают, поэтому делят неделимую услугу и, естественно, требуют оплаты каждой в отдельности. И люди это не сразу понимают, потому что смотря в прейскурант цен и видя «установка памятника», не рассчитывают, что к ней в нагрузку прилагается еще ряд подводных камней. В итоге получается, что, в сущности, неделимая услуга «распалась» на «пазлы». На мой взгляд, если опираться на статью 10 Закона «О защите прав потребителей», в данном случае имеет место введение в заблуждение потребителей при предоставлении услуг и ненадлежащем исполнением МУП «Спецкомбинат» обязанностей продавца. И таких любопытных пунктиков в прейскуранте муниципальной похоронной конторы очень много. Мне просто интересно: а если кто-нибудь из клиентов все-таки вчитается в содержание «счет-заказа» до момента его подписания и оплаты, и откажется от одной из «дополнительных» услуг, например, «Вынос гроба с телом умершего из морга (дома) не выше первого этажа, установка гроба в автокатафалк» - похороны что, вообще не состоятся? И опять же хочется привести пример решения аналогично вопроса мэрией Красноярска, где все услуги по захоронению обозначены комплексно и поэтапно:
1. Оформление документов, необходимых для погребения;
2. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
4. Погребение.
Без каких-либо пунктов, подпунктов и «дополнительных» взыманий и сюрпризов. А еще отдельной строкой «Требования к качеству…» детально расписано именно комплексное и неделимое содержание каждого из вышеперечисленных этапов.
- Максим, но ведь МУП «Спецкомбинат» прейскурант цен на свои услуги не с потолка взяло, он официально утвержден постановлением администрации города Хабаровска от 15 апреля 2015 г. N 1334 «Об установлении тарифов на ритуальные услуги МУП города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания». И если следовать ответу Анатолия Климочкина, и.о. начальника управления ЖКХ города: «При формировании стоимости ритуальных услуг, оказываемых МУП ГХ «Спецкомбинат», учитываются производственные затраты предприятия, включая оплату работников и уровень рентабельности». И прошу заметить, все расценки проходят проверку комитета по ценам и тарифам. Выходит, не могут они работать ниже тех сумм, что указаны в их прейскуранте? А то совсем по миру пойдут.
|
- Прежде чем перейти к анализу данного документа, хочу напомнить читателям про то, что такое МУП (муниципальное унитарное предприятие, учредителем которого является в нашем случае городская администрация) и как должна формироваться ценовая политика подобного «хозяйствующего субъекта». У всех еще на слуху «эпопея» с повышением цен на проезд в муниципальном транспорте Хабаровска. С одной стороны - МУП «ХПАТП-1» («Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1») требовало повысить стоимость проезда с 18 до 24 рублей, доказывая, кстати, так же как и МУП «Спецкомбинат», что только при такой цене они смогут более или менее существовать, а с другой стороны - соответствующие структуры администрации Хабаровска, которые, поведя необходимые расчеты и экономический анализ, настояли на повышении всего на 2 рубля. А теперь давайте внимательно посмотрим на цены МУП «Спецкомбинат», утвержденные вышесказанным постановлением и, как любил до недавнего времени утверждать его директор Леонид Зоруе: «…МУП сейчас является основным эталоном цен… То есть мы (МУП) являемся сдерживающим фактором роста цен… и гарантом является администрация города у нас». Из ответа, данного вашей редакции, управлением ЖКХ, в чьем ведении находится деятельность муниципального ритуального агентства, цены утверждены исходя из трудозатрат, самоокупаемости и спрогнозированной прибыли. И то что МУП может работать и дешевле, ярко доказывает состоявшийся 13 февраля 2015 года электронный аукцион № 0122300006115000036. Предложенный администрацией города контракт касался «Оказания ритуальных услуг по захоронению 2-х почетных граждан». За лот бились несколько компаний, в том числе и МУП «Спецкомбинат». И вот образец открытой конкуренции. В борьбе за бюджетные деньги сумма контракта со стартовой упала почти в 2???? раза (сумма). Кстати, выиграл «Спецкомбинат», уронив стоимость своих услуг, утвержденных по прейскуранту, аж на 43,50% (смотрите таблицу №1). Значит, можем работать дешевле? Конечно, тут же напрашивается вопрос к господам чиновникам, утверждавшим цены на услуги МУП: «Как так получилось, что предприятие, оказывается, вполне может работать и за гораздо меньшие деньги?». И в подписанном МУП «Спецкомбинат» муниципальном контракте от 27.02.2015 № 0122300006115000036_64140 (смотрите таблицу №1) можно увидеть иные «расценки», по которым готова работать данная организация. Еще одним примером «оптимальности» цен МУП «Спецкомбинат» может служить ситуация с другим контрактом на оказание администрации Хабаровска услуги по «Вывозу тел (останков) умерших в морги больниц и учреждений судебно-медицинской экспертизы». С 2011 года по 2014 год цена, предлагаемая за данную услугу МУП «Спецкомбинат», выросла с 1 382,00 руб. до 3 237,56 руб. за 1 единицу (более чем в 2,3 раза). Частная компания, зашедшая на данный конкурс в прошлом году и выигравшая аукцион на оказание данной услуги для администрации города в 2015 году, сразу снизила цену до 2 107,80 за один вывоз, сэкономив для, повторюсь, дефицитного бюджета города 1 667 972,5 рублей от начальной цены. И прошу заметить, фирма, взяв этот контракт, работает далеко не себе в убыток. Мне думается, что какие-либо дополнительные комментарии тут излишни…
- Но МУП - довольно крупная организация, у нее действительно может быть много расходов на производство и содержание персонала?
- Да, может быть. Но именно трудозатраты у нас и вызвали массу вопросов, а точнее их непомерная раздутость. Давайте, чтобы не быть голословным, посмотрим, как формируется расходная база данного «хозяйствующего субъекта», влияющего не только на себестоимость услуг данного муниципального унитарного предприятия, но и на повторюсь, как говорил Леонид Зорук, диктующий ценовую политику ритуального бизнеса в Хабаровске в целом. Чтобы читатели смогли, при желании, сами оценить «эффективность расходов», возьмем для примера самую простую, но, как выясняется, довольно частую закупку МУП «Спецкомбинат» у сторонних поставщиков - «Поставка ритуальных (искусственных) цветов…» (смотрите Таблицу №2). 150 рублей за живую розу или хризантему не хотите ли? И это «только цветочки». Про то, что при такой цене поставщиком признается 3 (три) раза подряд одна и та же фирма - я просто промолчу. Выводы делайте сами. А последний фокус. За полгода цены подросли. Последний конкурс МУП на закупку цветов, состоявшийся 20 мая, - стоимость одного цветочка составила теперь уже 158,78 рублей. И опять выиграла та же фирма «Медиум». Кстати, все конкурсы были молниеносными. А последний вовсе побил все рекорды по скорости участия. С момента размещения заявки до финального свистка прошло чуть более 2-х часов. То есть даже если у другой организации и было бы желание побороться в аукционе, шансы его были сведены к нулю. Ведь за столь короткое время крайне сложно даже подать необходимый для участия пакет документов. И в итоге искусственный цветочек у МУП стоит не 20-40 рублей, как на центральном рынке в розницу, а 158,78. И такая история практически со всеми закупками, проводимыми МУП «Спецкомбинат», а потом эти трудозатраты предприятие выставляет как веский аргумент для утверждения тех самых цен, которые мы теперь видим в их прейскуранте.
- Выходит палка о двух концах. С одной стороны вроде муниципальное предприятие, по идее гарантированно низкая цена, а с другой, как мы видим на примере закупок, это далеко не так. И городской администрации действительно стоило бы уделить больше внимания конкуренции на рынке ритуальных услуг.
- Здесь, по моему мнению, к деятельности МУП еще стоит уделить пристальное внимание правоохранительным и надзорным органам. Страдает бюджет и страдают люди. Цены непомерно высокие и в этом материале мы максимально постарались разобраться, почему и главное - что нужно сделать, чтобы снизить стоимость похорон и не вгонять горожан, пожелавших достойно проститься с близким человеком, в долги. Вот мы и вернулись к тому, с чего начали - Послание Президента Совету Федерации: «… (Мы должны) повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, …(Для этого) нужно реализовать целый комплекс… мер... Это что за меры? Это…, когда преимущества получают те учреждения (причем как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и звеньев…»
Надеюсь, что после изучения данных материалов Администрации города, а также и компетентным органам будет над чем задуматься.