В адрес РВИО порой можно услышать обвинения в ура-патриотизме: значительная часть деятельности общества событийно привязана к годовщинам блистательных побед, которых в российской военной истории немало. Это мнение ошибочно: история не терпит недосказанностей и «белых пятен», поэтому любые факты имеют безусловную историческую значимость. К тому же в тех сражениях, где российская армия и флот не побеждали, есть много примеров проявления мужества и доблести русских солдат и офицеров, которыми стоит гордиться, вспоминая даты горьких поражений.
Цусимское морское сражение стало для российского флота одним из тяжелейших, и в связи с его 110-летием представители РВИО сочли необходимым поговорить о героизме русских моряков и обсудить проблемы сохранения русских захоронений за рубежом.
«Нет ничего постыднее неблагодарности к Отечеству, – привёл научный директор Российского военно-исторического обществаМихаил Мягков слова дореволюционного публициста Меньшикова. – Ничто так не возрождает мужество, как примеры героев. Неудачи в войне при нашем естественном могуществе – не смертный приговор России. Хуже есть упадок духа, когда даже исчезает память о прежнем величии».
Михаил Юрьевич напомнил о примерах стойкости, самоотверженности, высочайшего духа, проявленного нашими моряками в Цусимском сражении в 1905 году.
Броненосец «Александр III», полностью укомплектованный гвардейским экипажем, был поистине физическим и духовным цветом русского народа. Эти 900 человек погибли, но не сдались: перед тем, как уйти под воду вместе с кораблём, все офицеры вышли на борт и закурили, презирая смерть. Последний залп «Александра III» стал салютом мужеству наших моряков.
Такое мужество, подчеркнул Михаил Мягков, проявляли подавляющее большинство наших кораблей: они стреляли до последнего по японцам, не сдавались и погибали со словами веры в Родину и Отечество, причём речь идёт даже об экипажах кораблей, по своим боевым качествам не приспособленных для длительного боя. Это крейсер «Аврора», хорошо известный нам по революционным событиям 1917 года, и крейсер «Олег», которые спасали экипажи наших кораблей, боролись с двенадцатью японскими броненосцами, но не спускали флаг. Это плавмастерская «Камчатка», которая с достоинством сражалась, несмотря на превосходство вражеских сил. Крейсер «Светлана» больше был похож на яхту, чем на боевой корабль, но они не спускали флаг до самого последнего момента, все офицеры погибли, спаслись лишь несколько матросов.
Цусимское сражение преподало российским военным много серьёзных уроков. После Русско-японской войны был реорганизован и омоложен Главный морской штаб, стали создаваться новые типы судов.
Михаил Мягков заметил также, что в Москве, к сожалению, нет ни одного памятного знака Цусимскому сражению и вообще русским воинам, принимавшим участие в Русско-японской войне. «Памятник нашим морякам, которые вели себя героически в этом сражении, которые отдали жизнь за веру, царя и Отечество, безусловно, нужен, – выразил позицию РВИО Мягков. – Крепость духа, самоотверженность русских моряков должна жить в веках – независимо от того, в победе она проявлена или в поражении».
В Цусимском сражении погибли 5045 русских моряков, около 100 из них захоронены на территории Японии. «В апреле 1891 года в ходе визита в Японию кладбище в Нагасаки посетил будущий Император Николай II, в 1991 году, через 100 лет, это же кладбище посетил Михаил Горбачёв – рассказал заместитель начальника отдела Консульского департамента МИД Михаил Сергеев. – Кладбище серьёзно пострадало во время Второй Мировой войны, но было восстановлено в 1960-е годы, а в 1990 году там был установлен памятник». Ведущую роль в сохранении памяти русских моряков выполняет Посольство и Генеральное консульство РФ в Японии. Как заметил Михаил Сергеев, событие 110-летней давности в наши дни является важным поводом для консолидации российских соотечественников в Японии. Во время пресс-брифинга прозвучало сообщение о предстоящем подписании соглашения между РВИО и МИД РФ, в рамках которого будет проводиться совместная работа по привлечению общественного внимания к местам русского присутствия за рубежом.
Сегодня в России ведётся работа по сохранению памяти о Цусимском сражении: печатаются книги, пополняются документальные и электронные архивы.
«Память – это не только памятники, – считает Михаил Мягков. – Это и живая память, и архивы, и книги. Память – это те моряки и офицеры, которые после Цусимы, после Первой мировой войны служили в советском Военно-морском флоте (адмиралы Исаков, Геллер). Именно в преемственности поколений, которые сражались за свою Родину и в императорской России, и в советское время, состоит великая сила российского народа».
Впрочем, преемственность прослеживается и в истории. Как известно, в 2015 году отмечается юбилей окончания ещё одной войны России с Японией – Советско-японской войны 1945 года, в которой СССР одержал победу. По мнению Михаила Мягкова, события, несмотря на сорокалетний интервал, связаны между собой: японцы видели, как сражались русские моряки, и это, возможно, стало одним из основных аргументов против открытия второго фронта в 1941 году. А в ходе Советско-японской войны 1945 года СССР смог вернуть себе территории, утраченные 40 лет назад, показав всему миру, что наша страна сильнее милитаристской Японии, воевавшей на стороне нацистской Германии.