На встрече обсуждались вопросы помощи старообрядческим общинам края, в частности, реставрации уникального, но чрезвычайно обветшалого церковного комплекса (храмы свв. Козьмы и Дамиана и Крестовоздвиженского) в г. Суздале.
Козьмодемьянская церковь (летняя) и Крестовоздвиженская церковь (зимняя, с колокольней) были построены соответсвенно в XVIII и конце XVII века в отдаленной суздальской слободе под названием Коровники
Однако настоящей сенсацией этой встречи стало обещание вернуть старообрядческой общине Владимира знаменитую «Красную» или, как её еще называют в народе, «костровую»Троицкую церковь. Этот храм был построен в 1913-1916 годах и фактически стал самым последним зданием города, возведенным перед революцией.
Есть несколько интересных преданий, связанных со строительством этой церкви — частью правдивых, частью полулегендарных. Историки указывают, что Троицкая церковь построена в 1913–1916 годах, к 300-летию императорского Дома Романовых, и должна была ознаменовать собой благодарность старообрядчества за освобождение от преследований указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Это тем более очевидно, что на Рогожском кладбище, также после 1905 года, соборным решением было установлено ежегодно отмечать указ «Об укреплении начал веротерпимости» и распечатания алтарей особыми молебнами о здравии царствующих особ. (Эта традиция была забыта после революции 1917 года, а впоследствии появилась новая традиция — отмечать эти события в другой день и по другому поводу, в неделю Жен Мироносиц).
Еще одно предание о Троицкой церкви гласит, что она была построена неподалеку от места казни старообрядческих исповедников и мучеников. Поэтому храм сделан из красного кирпича и на расстоянии напоминает огненный костер — орудие казни страдальцев за веру. И действительно, в силу смешения разных стилей архитектура храма такова, что напоминает пылающий сруб или свечу, что заметно даже непосвященным зрителям.
Церковь Троицы Живоначальной (Красная) в г. Владимире
Храм действовал около 10 лет и был закрыт большевиками в 1927 году. В 70-е годы в нем был открыт музей хрусталя. Попытки вернуть церковь предпринимались в 90-е годы. В 2004 году во Владимир приезжал предстоятель РПсЦ митрополит Андриан (Четвергов). Он пытался встретиться с генеральным директором музея-заповедника Алисой Аксеновой, чтобы обсудить вопрос о передаче Троицкой церкви у Золотых ворот старообрядческой общине. Несмотря на предварительные договоренности, директор музея проигнорировала встречу, объяснив прессе, что предыдущий предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Алимпий (Гусев) якобы лично отказался от этого храма. Не отреагировали на просьбу старообрядцев и городские власти.
Теперь вопрос, похоже, решен в положительном ключе.
Стоит добавить, что передача Троицкой церкви несет для местной старообрядческой общины не только новые возможности развития, но и большую ответственность. Храм находится на пересечении людских потоков, можно сказать, в одном из главных исторических центров города. Переданный РПсЦ храм, несомненно, станет «витриной», по которой будут судить о старообрядчестве в регионе, подобно храмам Рогожского кладбища в Москве или комплексу Рижской Гребенщиковской общины в латвийской столице.