Перед началом возведения моста, специалисты обследовали 120 гектаров акватории пролива и 76 гектаров прибрежной территории, провели гидроакустическую и геомагнитную съемку на площади размером более 500 гектаров. Местность, по которой пройдет трасса, изучили на предмет объектов археологии.
Проект моста разрабатывается таким образом, чтобы максимально сохранить археологические памятники. В частности, предусмотрен обход исторического памятника «Керченская крепость». Все, что окажется в зоне будущего строительства исследуется, будет изучено в ходе раскопок и сохранено.
«Очень грамотно проектировщики поработали с археологами. Удалось выбрать оптимальный вариант и с Керченской, и с Таманской стороны. Это была серьезная работа, где учитывалось много деталей», - рассказал начальник Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН Николай Сударев.
На Таманском берегу по итогам археологической разведки на данный момент ведутся раскопки на территории будущего строительства железнодорожного подхода к мосту. В ходе работ обнаружены памятники разных эпох: бронзового, периода античности и времени средневековья. На одном из участков ученые обнаружили следы древнего некрополя: надгробные плиты с рельефом греческого скульптора, человеческие останки, изделия из керамики и женские украшения. Археологи считают, что их возраст - более двух тысячелетий. На другом участке ближе к Тамани (Гермонасса, Тмутаракань) найдено еще одно поселение, которое существовало в эпоху античности и в период Хазарского каганата.
«Берега Керченского пролива изучаются археологами уже давно, но столь масштабные исследования сплошной полосой производится впервые. Мы получаем объемную картину древней жизни и видим структурную взаимосвязь памятников, существовавших в одно и то же время в разные эпохи»- рассказал доктор исторических наук, профессор Алексей Кияшко.
В результате археологического обследования акватории Керченского пролива также были определены участки для подробного изучения. Один из них расположен в непосредственной близости от косы Тузла. На глубине четырех метров водолазы обнаружили скопление блоков из известняка. Предполагается, что это строительный материал 18-19 века, который перевозился с Крымского берега на Таманский.
«Этот материал представляет большой интерес с точки зрения истории и археологии, - отметил научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Ольховский. - Столь качественное обследование акватории нам удалось провести только благодаря тому, что мостостроители уделяют этому аспекту деятельности большое внимание. Мы имеем возможность вовремя обследовать эти объекты и сохранить их для науки».
Весь материал с раскопок сначала изучается на месте в полевых лабораториях разными специалистами: антропологами, остеологами, керамистами и другими. После изучения материалы буду переданы в музейные фонды.