На сегодня в Европе наблюдается дефицит земли для похорон умерших людей и, несмотря на религиозные запреты, люди начинают предпочитать кремацию. Ведь иначе необходимо либо ежегодно платить за аренду земли на кладбище, либо быть захороненным в одной могиле со всем семейством, или же отправленным далеко за город в единое захоронение.
В крупных городах России 50-60% от всех видов похорон приходится на кремацию. В Казахстане же нет своего крематория, однако умершие тела везут из страны на кремацию в Россию, в основном в Новосибирск.
По словам заместителя директора МУП СПС «Новосибирский крематорий»Павела Новикова в Новосибириске процент кремирования от общего процента всех ритуальных услуг составляет 30%, тогда как в Москве, Санкт-Петербурге и Норильске эта цифра уже достигает 50-60%.
«Из Казахстана, учитывая расстояние, то порядка 10-20 человек в месяц прибывает к нам, в масштабах страны это вам, возможно, покажется мало, но это так», - рассказал г-н Новиков.
В Европе по его словам в сравнении с Россией кремация тела и похороны стоят дороже, однако если сравнивать затраты на традиционные похороны и кремацию в самой России, то цены практически идентичны. Стоимость растет лишь тогда, когда родственники выбирают особый вид памятников для умерших.
Как везут умерших в Россию на кремацию
По словам директора ритуального агентства ИП «АМОН» Сергея Лепешкина, территориально из Казахстана удобнее вывозить на кремацию умершего именно в Новосибирск, где и по цене услуга выходит дешевле. Ее общая стоимость до девальвации рубля стоила 500 тыс. тенге, однако сейчас составляет 460-470 тыс. тенге. Из них 400 тыс. включают в себя услуги компании, такие как цинковый контейнер, оформление груза и дорожные затраты, тогда как 70 тыс. – непосредственно сама кремация в Новосибирске.
На границе проблем с перевозкой тела не происходит, так как г-н Лепешкин оформляет соответствующие документы. При перевозке тела на самолете, так и на машине тело кладут в цинковый гроб, перевозят через границу, где проверяются документы, а далее доставляют в сам крематорий.
«Для минимизации расходов я еду всегда сам, иногда беру кого-то из молодых водителей. Обычно родственники предпочитают оставаться в Казахстане, так как я предоставляю им полностью видео с процесса кремации. В крематории в виде исключения мне разрешают снимать все на видео», - поясняет г-н Лепешкин.
В этом году еще не поступало заявок, если не считать кремацию в Москве (родственникам так было удобно), в прошлом году было 2-3 заявки, а в предыдущие годы до 6-7 заявок.
«Я не знаю, с чем связан такой спад. Возможно, все ждут нового крематория, хотя я сам не знал о нем, пока об этом не заговорили в новостях. Правда, еще с 90-х годов ведутся разговоры об открытии крематория – они то вспыхивают, то угасают», - сказал он.
По словам заместителя директора ГКП «Алматинский комбинат ритуальных услуг» Марата Исмаилова в прошлом году ряд СМИ подхватил неверную информацию о постройке крематория, и выдал желаемое за действительное.
«Когда говорилось о выделении нового участка земли и строительстве, речь шла не о крематории, а о морге. Крематорий не строится, мало того, еще не выделены ни средства, ни земельные участки. Этот вопрос находится на рассмотрении руководства города, вопрос остается открытым», - пояснил г-н Исмаилов.
Проблемы традиционного захоронения
Г-н Лепешкин заметил, что в крупных городах Казахстана, в частности в Алматы, кладбища растут в черте города, потому что город стал разрастаться.
В основном христианские похороны проходят в Бурундае, тогда как мусульманские как в Бурундае, так и Кольсае. Однако по мнению г-на Лепешкина в ближайшие годы будет открываться еще одно кладбище.
«Когда я ездил к другу в Германию, я обратил внимание на местные кладбища. Совсем отличается культура от нашей. К примеру, у нас принято раз в год посещать могилу, приносить цветы, соответственно круглый год за ней никто не ухаживают, либо время от времени платят за уход тем, кто там работает. В Германии такое не допускается, родственникам необходимо еженедельно ухаживать за могилой, поливать ее, убирать», - делится впечатлениями Сергей Лепешкин.
Потому как земля для могил сдается в Германии и в странах Европы в годовую аренду, невозможно эту землю выкупить. Если родственник не в состоянии содержать ее, то впоследствии гроб вытаскивают и переносят за город в общие захоронения. Иногда бывает так, что в одну и ту же могилу хоронят всю семью. В связи с чем, активисты призывают людей прибегать к кремации тела.
В Казахстане же, на территорию 2,5 – 3 метра можно похоронить 3 человек. Земля, выделенная для могил – государственная и бесплатная. Когда родственники оплачивают ритуальные услуги, в эту стоимость не входит покупка или аренда земли. По словам Сергея Лепешкина, на кладбищах больше половины заброшенных могил без надписей, за которыми никто не ухаживает годами.