Екатеринбург, Май 17 (Новый Регион, Таисья Юсупова, Максим Бородин, Валентина Ярославцева, Антон Гуськов, Антон Отман) – В Екатеринбурге состоялась очередная «Ночь музеев». В этом году было заявлено небывалое количество площадок – более 50 в основной программе, еще более 40 – в детской, и 36 – в бесплатной. Главной темой «НМ» стал 70-летний юбилей Победы, и, скорее это стало минусом, нежели плюсом. Программа на первый взгляд казалась однообразной и неоправданной спустя неделю после весьма масштабного празднования Дня победы и массы мероприятий, приуроченных к этому событию. Тем не менее, было несколько неожиданных участников и интригующих анонсов. И в музеях, несмотря на неважную погоду, вечером в субботу побывало немало посетителей. Большой популярностью пользовались те площадки, где были заявлены – акции, перфомансы и другие затеи. Корреспонденты агентства побывали в нескольких музеях (и не только музеях) и готовы поделиться впечатлениями. Подробности – в обзоре «НР» и на видео.
В Центре современного искусства отметили выставкой работ Букашкина и музыкальным действом в сквере рядом с музеем. Как передает корреспондент «Нового Региона», организаторам удалось создать атмосферу праздника, в том числе, благодаря музыкальному оформлению – играл «Передвижной оркестр майора Брауна». Обстановка напоминала одновременно квартирники 70-х, где звучала музыка и стихи, и прогулочную на набережной какого-то курортного города. Главная идея проекта – создать атмосферу «букашинства» – перфоманс, фотография, стихи, музыка, все в одном флаконе. Сам руководитель оркестра Лев Гутовский – художник и акционист из Челябинска, и его фрик-шоу городских сумасшедших будоражило умы еще 10 лет назад, как раз в эпоху Букашкина в Екатеринбурге. На роль музыкантов оркестра были приглашены студенты консерватории, одновременно – участники молодых рок-групп: они взяли на себя барабаны, бас-гитару и электрогитару. Дуэт молодой музыкальной эклектики Екатеринбурга и олд-скульного челябинского сумасбродства удался на славу – завороженные зрители беседовали с музыкантами, веселились, а пританцовывали практически все – еще на подходе к площадке.
В помещении же самого музея проходила выставка, посвященная творчеству Евгения Малахина, известного в народе как старик Букашкин. Для Екатеринбурга – он культовая фигура, и, может быть, поэтому в этом году в «Ночи музеев» Букашкину были посвящены мероприятия на 3 площадках. Организаторы выставки в ГЦСИ хотели создать атмосферу перфоманса как способа жизни и, похоже, им это удалось. Посетители выставки в каждую работу погружались как в сказку, театральное действо – многие начинали фотографировать и делать селфи с работами, дополняя позами сюжет. В выставке приняли участие более 30 художников-последователей Букашкинизма из Екатеринбурга, Москвы и даже Германии и Америки.
Сергей Рожин, екатеринбургский художник принимал гостей «Ночи Музеев» в особой комнате, вход в которую был завешан мешковиной. В темной комнате сидела недвижная фигура с зелеными глазами, покрытая грубой материей. Посетители заходили, осматривались, читали надписи на стенах в стиле оформления подъездов молодежью – коротких емких фраз типа «Нет любви на свете или Петька – дурак» и зарисовок на темы в стиле наивной карикатуры или шаржа, и искали тайный смысл происходящего, фигура внезапно меняла позу. Концепт перфоманса «Дедушкин стрит-арт» продолжал тему предшествующего перфоманса художника «бабушкиного хип-хопа» – куску этой ткани более 100 лет.
Довольно неожиданным участником этой «Ночи музеев» стал похоронный дом «Вознесение». Почему-то большинство пришедших сюда ожидало выставку в виде гробов и венков и экскурс в тонкости ритуальных обрядов. Вместо этого участникам ночи продемонстрировали экспозицию, посвященную памяти дома Романовых и Великой Отечественной войне.
При этом экскурсию вел церемонимейстер, затянутый в черное с белыми перчатками на руках. Выглядело это достаточно пафосно, но неожиданно довольно уместно в стенах похоронного дома, который все же мягко, ненавязчиво, но стремился привлечь участников экскурсии к культуре погребения.
Довольном много народу собралось минувшим вечером на площадке Центра народной культуры Среднего Урала, в основном молодежь. В 19.00 часов здесь стартовала экскурсия об обычаях традиционной русской свадьбы. Сотрудники музея рассказали, как проходил свадебный обряд около 100-200 лет назад, и какой смысл несут в себе конкурсы и гуляния на современных свадьбах. Посетителей больше всего заинтересовали исторические образцы нарядов невесты. А специальная фото-зона практически сразу стала самым популярным местом среди девушек – здесь можно было примерить на себя шубку, женский головной убор, платок и другие украшения времен 19 века. Не меньше людей толпилось у торговых столов, где продавали рукодельные куклы и обереги.
Напротив, совсем не было ажиотажа в Свердловском союзе художников, хотя вход на эту площадку был бесплатным. Здесь можно было познакомиться с выставкой московского художника Игоря Пчельникова, прославившего работами в стиле монументального искусства и участием в событиях на Болотной. Некоторые его картины содержат прямой политический подтекст – к примеру, свежая работа посвящена убийству Бориса Немцова около стен Кремля. Экскурсия по этой выставке была малочисленной, и от этого больше походила на интересную дискуссию о творчестве. Экскурсовод не зачитывала заученный текст, а рассказала о личных впечатлениях от встречи с художником и отвечала на вопросы. Зато во втором зале, где было представлено современное искусство, никто не пытался разгадать смысл инсталляций и картин. Здесь больше фотографировались и делали селфи.
Сразу несколько выставок проходило в Уральском федеральном университете. Особый интерес у публики вызвала экспозиция «Слепая живопись». Новый Регион уже писал о творческом эксперименте, который решили поставить в департаменте искусствоведения и культурологии УрФУ: незрячие художники выплескивали на холст акриловые краски разной плотности под разным углом. На ночи музеев он представили первое абстрактное полотно, нарисованное таким способом 12 мая. На холсте отчетливо просматривается несколько образов.
Кроме того, все желающие могли сами нарисовать свою картину. Подробнее – смотрите на видео.
Ночь музеев – слепая живопись