«Facebook для умерших? – так отреагировал мой собеседник, когда я спросила его, знаком ли он с сайтами hush.am, shirim.am, которые предоставляют людям возможность искать и находить могилы своих умерших родственников и виртуально «посещать» их могилы. Также предоставляются услуги: уход за могилами, доставка цветов и т.д. Еще один мой собеседник, знающий о существовании таких сайтов, сказал: «Есть один знакомый, ну-ка посмотрим, помер он или еще нет».
Создатель сайт hush.am, доктор астрофизики Оксфордского университета Мигран Варданян рассказывает, что идея создания подобного сайта возникла во время обучения за рубежом, когда ему часто встречались армяне, которые не могли найти могилы своих родственников: «Я создал сайт, где была бы представлена информация о предках всех армян. Мы оцифровали более миллиона могил. Сайт регулярно обновляется, мы планируем повторно фотографировать могилы каждый год». Помимо кладбищ Армении, на сайте также представлены армянские кладбища, находящиеся в других стран: «Как вы знаете, в разных странах систематизировано пытаются стереть всякие следы и традиции армян. Например, кладбище Джуги полностью уничтожено, не осталось даже и следа. На кладбище Ходживанка были могилы более чем 1000 армян, в основном известных людей и политических деятелей, а сейчас там осталось около 50 надгробий. В настоящее время в опасности находятся армянские культурные центры в Сирии. Наш сайт дает возможность сохранить наследие армян для будущих поколений».
Священник церкви Сурб Зоравор Тер-Григорян считает, что с таким же успехом люди могут поставить фотографию умершего родственника на экран компьютера и смотреть на нее часами: «Вместо посещения таких сайтов мы каждый день должны молиться за души наших умерших». В противовес этому мнению, священнослужитель церкви Сурб Ованнес иерей Шмавон Гевондян ценит титаническую работу создателей сайта и не видит в этом ничего отрицательного.
По словам психолога Анны Бадалян, эффект от этих сайтов имеет двойственный характер – отрицательный и положительный. Отрицательный – по той причине, что несет с собой воспоминания о горе и страданиях, а положительный – в том, что готовит человека к столкновению с вышеупомянутыми психологическими проблемами. Здесь приоритетным становится то, каким образом человек пользуется сайтом. «Если человек зрелый и состоявшийся, то это будет оказывать естественное, динамичное психологическое воздействие. В противоположном случае – негативное, и полное внутренних тревог».
Другой психолог, Сона Манусян, касаясь оказываемых сайтом услуг, сказала: «Некоторые элементы и идеи сайта понятны, полезны, цивилизованны, например, заказать издалека уход за могилой, что может оказаться полезным для многих живущих людей, живущим за рубежом. А некоторые элементы выглядят странно, незрелы, рассчитаны на обывательское мышление, даже курьезны, например, доставка цветов. Что касается собственного психологического воздействия, то обсуждать это здесь серьезно будет преувеличением, так как в любом случае потеря близкого человека переносится тяжело, если она нанесла психологическую травму, а вокруг и без того есть много других напоминаний об этом – вещи, фотографии, сами воспоминания об этом человеке. Вряд ли сайт сумеет увеличить ее, потому что человек ассоциируется не с надгробием, чтобы увидеть и расчувствоваться, а с живыми образами, с фотографиями людей. Сайт не создан таким образом, чтобы создавать психологическую зависимость, он не имеет ничего напоминающего об умершем человеке, кроме надгробного камня, он не привлекателен технически и визуально».
Мы поинтересовались у Миграна Варданяна, как он сам прокомментирует эту службу и смысл услуги по доставке цветов. «Доставка цветов на могилу усопшего – это своеобразная дань памяти. В некоторых странах принято на могилах сажать цветы, но, к сожалению, наш сухой и жаркий климат не дает такой возможности. А также отсутствует упорядоченная система водоснабжения», – ответил он. Создатель сайта в своем ответе подчеркнул важность и того обстоятельства, что для реализации этих услуг они нанимают тех людей, у которых нет никакого образования, нет работы и они не имеют возможность заработать на хлеб насущный иной работой.
На наш вопрос, не приведет ли сайт к тому, что люди начнут «посещать» кладбища только в виртуальном пространстве, психолог Сона Манусян сказала: «Я думаю, что это не повлияет на реальные посещения. Опасения людей оторваться от реальности, во многих случаях слишком преувеличены. Виртуальный элемент во многих аспектах нашей жизни возрос, например, виртуальное общение, люди из разных стран говорят друг с другом по скайпу, это также положительное достижение и уж точно не ведет к роботизации». В свою очередь психолог Анна Бадалян добавила: «Сайт – это очередная виртуальная атака на чувства и эмоции, на человеческое общение и контакты».