В 23 километрах от Постав поворот на практически вымершую деревню Лопути. Заросшая дорога была больше похожа на тропу, ветки деревьев бились о машину. За крайней хатой – болото и лес. Десяток человек в зарослях валили с помощью бензопил деревья, освобождали территорию от веток.
Трудились сами по себе, без начальства. Что называется, в свободное от работы время. Валентина, к примеру, еще ждала ночная смена за рулем «скорой». В общем, энтузиасты из разных мест. Кто подходил, не ожидая команды, сразу принимался за работу.
Огромный крест из цельного камня высотой более трех метров стал виден почти сразу. Мужики, тягая распиленные деревья, периодически оглядывались: здоровенный какой! Что было под ногами обнаружили потом.
Некоторые плиты пришлось очищать от земли. 100 лет здесь зарастало кладбище времен Первой мировой войны. Здесь лежат убитые из 115-й пехотной дивизии. Некоторые могилы оказались разворочены копателями, памятники лежали в стороне.
Когда возвращались домой, спросил у Владимира Богданова, который исследует историю Первой мировой войны: зачем благоустраивать немецкие могилы?
– Я нашел ответ для себя в следующем: чтобы мне не было стыдно. В Германии на всех наших кладбищах порядок, так почему мы должны воевать с памятниками? Даже противники в ту войну относились друг к другу по-человечески, на многих немецких кладбищах хоронили солдат русской армии. Так мы что – дикари?
Вид на кладбище у деревни Лопути днем
Вид на кладбище вечером