В мае в государственную думу будет внесен многострадальный Закон «О похоронном деле». Несколько лет его, в буквальном смысле, рожали в муках законотворцы всех уровней. За это время он значительно раздался вширь и оброс дополнениями. Его как манны небесной ждут без преувеличения все. Но вот наведет ли он порядок в кладбищенском хаосе?
Только деньги и ничего личного
Страшные, пугающие примеры циничного, а порой даже абсурдного поведения ритуальных агентов в погоне за клиентом, как рассказы про бабайку, регулярно будоражат умы хабаровчан. Вот только один из немногих примеров, произошедших недавно на улице Кубяка.
Скончавшуюся старушку буквально не смогли поделить между собой представители двух ритуальных агентств, при этом и то, и другое мало интересовал тот факт, что бабушка уже застрахована на сей случай в другой компании. Мужчины в пылу спора устроили между собой потасовку, а родственникам покойной, чтобы как-то усмирить работников «тихого» дела, пришлось даже вызвать наряд полиции.
- Это еще что. Бывали случаи, когда на место смерти человека приезжали сразу две «скорые». Одна, чтобы собственно установить факт смерти, а вторая - чтобы забрать в больницу пострадавшего в борьбе за клиента сотрудника ритуального агентства, - делится своими не радужными историями Борис Гладких, депутат законодательного собрания Хабаровского края, комитет которого внимательно следит и готовит предложения к проекту федерального закона «О похоронном деле». - В этой сфере услуг давно пора навести порядок, потому что, признаться, ритуальные агентства, причем даже не крупные, чья репутация и деятельность на данном рынке уже давно укрепилась, а именно мелкие, в погоне за прибылью порой переходят все допустимые границы.
Депутаты всерьез рассчитывают, что Закон в первую очередь поможет избавить родственников умерших от сомнительных ритуальных фирм и лишних хлопот, а еще заставит всех, кто останется в бизнесе и хоть как-то связан с похоронным делом, быть еще более щепетильными при исполнении своих обязанностей. Речь идет не только о ритуальных агентствах, но и о тех, кто торгует информацией о покойниках. Да-да, торгует, и не нужно отрицать сих фактов. К сожалению, подобное случается там, где появляется информация о летальном исходе, а это дежурная часть полиции, диспетчерская неотложки. Ведь факты - вещь упрямая, в большинстве случаев ритуальный агент в дверь квартиры, где умер человек, стучится без «приглашения».
- Нарушения Закона «О защите персональных данных» - это одна из причин, почему начал разрабатываться этот проект закона, а еще рекламная деятельность в данной сфере, которая ничем не регламентируется и часто носит весьма абсурдный и даже пугающий характер, или недобросовестная конкуренция, которая порой вообще выходит за рамки понимания, - объясняет Борис Гладких. - К сожалению, у некоторых людей, которые работают в этой отрасли, постепенно стирается грань между дозволенным, между тем, что можно говорить, что нельзя. Мы прекрасно знаем и о фактах передачи информации, в том числе в отдельных медучреждениях, размещается реклама о похоронных услугах, есть даже фиксированные ставки для информаторов, которые сообщают о смертельном случае. Так вот, теперь такие недобросовестные сотрудники дважды подумают, а стоит ли, ведь для должностных лиц за разглашение сведений, в соответствии с проектом закона, будет предусмотрено от 30 до 50 тысяч рублей штрафа, а юридическим лицам - от 150 до 200 тысяч рублей. Да и к кладбищам есть вопросы, как содержать. Необходимо создать соответствующий электронный реестр учета мест захоронений. Вот проект закона это все должен урегулировать. Там появятся такие термины, как «похоронный дом», «останкохранилище или трупохранилище», появится четкое определение родовых захоронений. Будут урегулированы вопросы с частными кладбищами: каким образом осуществляется процедура захоронения и кем, кто устанавливает на федеральном и региональном уровне правила и нормативные акты в этой отрасли, кто должен контролировать, кто должен организовать. Например, в данном проекте закона предусмотрены полномочия субъектов органов исполнительной власти, чего ранее не было. Появится лицензирование, которое, надеюсь, повлияет на рост дополнительной ответственности и уже не формальному отношению к своей работе со стороны ритуальных служб.
Умирать нынче дорого
Все бы ничего, но есть одно но - цены. Сейчас похороны, как бы это выразиться помягче, удовольствие не дешевое.
- На этот случай у нас есть гарантированный перечень услуг. Если у родственников покойного нет средств, чтобы его похоронить, минимально данный вопрос может быть решен с помощью гарантированного перечня. Но дело в том, что многие в принципе ничего об этом не знают и бегут брать кредиты. Так вот, необходимо, чтобы задачей организаций, которые занимаются похоронным делом, стало информирование клиента о его правах и возможностях. По гарантированному перечню на погребение и кремацию (в случае доступности услуги) должно быть предусмотрено соответствующее финансирование. Информация об этом должна быть в органах местного самоуправления. Единственная проблема по гарантированному перечню - это то, что нет четкого определения качества, с каким должна быть оказана услуга. Могилу выкопали, в гроб положили, а как выкопали, а как положили... и по сути ответственности никакой. Что касается конкуренции, то сейчас это не для данной отрасли, потому что превращается в погоню за деньгами и ничего хорошего не сулит. Когда есть четкие правила, можно выявить недостойную конкуренцию и приостановить деятельность, а в сегодняшних условиях никаких критериев этого нет.
Отчасти с этим согласны и представители хабаровских ритуальных агентств, по крайней мере те, с которыми нам удалось пообщаться и кто решил открыть, если не все, то основную часть подводных камней, которые мешают в краевом центре вести «тихий» бизнес спокойно.
- Цены, действительно, сейчас самая большая проблема для тех, кто потерял своих родных и пытается достойно с ними проститься, но при этом не залезть в бешеные долги, - рассказывает Евгений Коломоец, директор ритуального агентства «Земля и люди». - И если сейчас посмотреть на рынок, точнее на прейскурант цен, то вы увидите, что в среднем они относительно равны, но здесь есть свои нюансы.
Нюансы похоронного дела в Хабаровске, как оказалось, для несведущего человека, сродни высшей математики. Сейчас согласно постановлению мэрии из бюджета на погребение взрослого человека выделяется до 18 тысяч рублей, а на кремацию около 32 тысяч. Согласитесь, цены весьма приемлемые. Но мы пошли дальше и для сравнения выяснили стоимость услуг по гарантированному перечню у частных ритуальных агентств.
Цены вроде равны (см. таблицу №2), но вот предлагаемое качество разное, о чем собственно и говорил выше депутат Борис Гладких. И почему-то, если верить расценкам ритуальных агентств, больше всех цена в МУП «Спецкомбинат» и это при том, что предлагаемый похоронный набор гораздо скромнее, чем у коллег-частников.
|
|
Так, в большинстве опрошенных «Комсомолкой» агентств, памятники изготавливают из более дорогого материала - природного камня, при этом в стоимость входит не только табличка, но и установка, тогда как в гарантированном перечне «Спецкомбината» вам предложат лишь надгробный знак из мраморной крошки и бетона, остальное за отдельную плату. Гроб обобьют дешевым ситцем, а в других - шелком. Могилу по гарантированному перечню в МУП копают исключительно экскаватором, а коммерсанты за те же деньги готовы использовать ручной труд, что значительно отражается на качестве. Ну и так далее по мелочи.
Итог - ценовой разбег между частниками и муниципальным предприятием составляет от полутора до двух тысяч рублей. И это при том, что ранее в эфире одного из хабаровских телеканалов представитель МУП заявлял, что комбинат как муниципальное учреждение является гарантом качества выполнения работ и эталоном цен в Хабаровске. И вообще чуть ли не благодаря «Спецкомбинату» другие ритуальные агентства вынужденны держать цены на услуги в городе. ФАС позднее спустил МУП с небес на грешную землю и указал о недопустимости столь откровенных заявлений о превосходстве своего предприятия над другими ритуальными агентствами в нарушение Закона «О конкуренции».
- Еще бы они не вели себя так уверенно. Как у муниципального предприятия у него есть стабильная финансовая поддержка со стороны мэрии в виде компенсации из бюджета по постановлению о гарантированном перечне. За каждого захороненного или кремированного ими усопшего они получают от города деньги от 18 до 32 тысяч рублей, - комментирует Мария Вербицкая, директор «Городской специализированной по вопросом похоронного дела Ритуальной службы».
Только вот рассчитывать на эту сумму из бюджета может исключительно «Спецкомбинат», другим участникам рынка на подобную финансовую поддержку муниципалитета рассчитывать не приходится.
- Мы существуем исключительно за счет того, что заработали сами и не делим клиентов по гарантированному перечню или общему. У нас прейскурант единый для всех, - продолжает Мария.
А ведь подобное исключительное отношение со стороны муниципальных властей создает неблагоприятный климат на рынке ритуальных услуг и в том числе создает почву для нечестной конкурентной борьбы.
Никому ничего не скажу
Мы решили выяснить, так какие же услуги для своих клиентов за бюджетные деньги выполняют в «Спецкомбинате», а главное - рассказывают ли их агенты родственникам усопших о том, на какую именно финансовую помощь от мэрии при составлении договоров на оказание услуг те могут рассчитывать. О тонкостях работы с клиентами мы спросили директора муниципального ритуального агентства Леонида Зорука. Ответ, мягко говоря, обескуражил.
- Принято решение отказать в предоставлении информации на данный вопрос, поскольку данная информация является коммерческой тайной, - ответил господин Зорук.
Так и хочется спросить: «С каких это пор предприятие, работающее в сфере потребительских услуг, которое по Закону «О защите прав потребителя» обязано доводить до любого клиента информацию, а именно: правила составления договора, расценки на услуги и товар, скидки и бонусы при оформлении заказов, считает это коммерческой тайной?».
Причина подобного ответа, на наш взгляд, все в том же прейскуранте цен, точнее - в его двойственности. У МУП «Спецкомбинат» на самом деле существует два прейскуранта по гарантированному перечню (см. таблицу №2), один априори должен быть социальный, то есть с минимальной накруткой, и общий (см. таблицу№1). Однако, в случае, если заказчик желает выйти за рамки перечня, то есть оформить заказ по общему прейскуранту, то по идее ему должны предоставить и скидку, равную сумме гарантированного перечня, ведь так или иначе впоследствии «Спецкомбинат» все равно получает возмещение из бюджета, но как оно на самом деле происходит - остается только догадываться. Это, как уже заявил директор «Спецкомбината» Леонид Зорук, коммерческая тайна.
|
Впрочем, СМИ уже известны случаи, как ритуальные агенты на самом деле доносят информацию до клиентов «Спецкомбината». Достаточно вспомнить вопиющий случай, когда коммерческий агент «Спецкомбината» взял с убитого горем отца за отправку тела его новорожденной дочери на Сахалин втридорога, накрутив сверху на расценки муниципального предприятия 10 тысяч рублей. Тогда директор «Спецкомбината» Леонид Зорук клятвенно обещал, что нерадивого агента больше на пушечный выстрел к клиентам МУП не подпустят. И вот, прошло время, а воз, точнее тот самый «засветившийся» сотрудник, по слухам, снова доносит до клиентов «Спецкомбината» достоверную и правдивую информацию.
Интересно, а какие еще тайны хранит похоронный бизнес Хабаровска и куда еще закапывают бюджетные деньги? Интересно? Нам тоже. Поэтому читайте продолжение темы в ближайших номерах.
P.S.
Просим прокуратуру Железнодорожного района Хабаровска провести проверку по факту отказа Леонида Зорука, директора МУП «Специализированного производственного комбината коммунального обслуживания» в предоставлении информации по официальному запросу СМИ (документы в редакции).