Я не какой-нибудь советский ура-патриот, чтобы вещать о празднике Победы в партийно-пропагандистском духе и стиле. Тем паче, что в свое время (конец пятидесятых годов минувшего столетия) был одним из первых диссидентов в СССР и заплатил за свои антисоветские убеждения «дань» ценой заключения в ГУЛАГе.
Согласен, что между советской властью, причинившей своему народу много горя и несправедливых репрессий, и немецко-фашистской диктатурой было много общего, как между двумя тоталитарными системами, но не настолько, чтобы ставить между ними знак равенства. И уже совсем кощунственно звучат негативные оценки в отношении Дня Победы, Советской Армии, Отечественной войны со стороны многих молдавских партийно-политических лидеров, политологов и, что самое опасное, из уст иных власть предержащих лиц. Здесь уместно напомнить о «подвигах» председателя Либеральной партии Михая Гимпу, по несчастливой случайности ставшего на несколько лет спикером нашего парламента и полупрезидентом (врио) нашей страны. Это ему принадлежит «историческое» высказывание, будто Победа советского народа над фашистской Германией, 70-летие которой нам предстоит отпраздновать 9 Мая сего года, вовсе не наша победа, поскольку для молдавского народа эта дата якобы символизирует оккупацию Молдовы советскими войсками. И весело причислил молдаван к побежденным народам, возведя таким образом собственное мнение и позицию своей партии в степень государственной политики.
Недалеко ушел от анекдотичного президента и президент нынешний, объявивший в угоду своим западным хозяевам о своем отказе от участия в праздновании Дня Победы на Красной площади. А ведь в советское время, будучи судьей, он был гонителем тогдашних диссидентов.
К сожалению, в последнее время развелось немало «переоценщиков» истории, искажающих и принижающих значение великой Победы. Это журналисты и политологи право-либерального толка, некоторые депутаты, да и просто политические проходимцы. При поддержке официальных властей они развернули в электронных и печатных СМИ пропагандистскую кампанию по оскорблению оставшихся в живых ветеранов ВОВ, их дегероизации, отводя им роль несчастных жертв войны, пушечного мяса и призывая вообще не праздновать День Победы как чуждый нам праздник. С другой стороны, они возвели в ранг национальных героев юных хулиганов и грабителей, громивших 7 апреля 2009 года здания парламента и президентуры, глумившихся над государственной символикой. Те страшные бесчинства они называют революцией (согласен, если уточнить, что это была революция подонков). Лично для меня особенно раздражительно и фальшиво звучат в этом хоре голоса А. Царану, С. Мокану, П. Богату, В. Сахарняну, Н. Дабижи и других бывших комсомольских активистов, верных ленинцев и подручных партии.
Спрашивается, по какому праву кучка доморощенных политиканов и политических мосек берет на себя смелость лишать тысячи ветеранов звания победителей, отнимая у них завоеванную Победу? Ведь это их праздник, который давно стал всенародным, почти религиозной традицией. Тем самым эти горе-историки оскверняют прах и оскорбляют память 250 тысяч наших соотечественников, погибших на полях сражений той грозной войны, могилы которых разбросаны по всей Европе. И после этого вы смеете говорить, что то была чужая победа? Их кровь вопиет к вам, непутевым внукам-правнукам: «Не оскверняйте наши могилы, не плюйте на алтарь Победы!»
В заключение предлагаю стихотворение в тему, написанное 40 лет назад, но которое, я надеюсь, не потеряло своей актуальности.
РЕКВИЕМ БРАТУ
Нагрянул май – венец весны,
Победой памятной окрашен,
Тревожнее стали мои сны –
Ты не пришел, мой брат, с войны…
Откликнись, где погиб ты, Саша?
Какой-то силой в час глухой
Я поднят был и вышел в полночь –
Не ты ль позвал меня дополнить
Гранитный лист одной строкой?
Над чашей пламя-голубок
Металось на горячих спицах,
На тополях дремали птицы,
И сон солдатский был глубок.
Сквозь позабытые года
Дохнуло снова ветром горе,
И я через уснувший город,
Как по тревоге, шел сюда.
При свете дня, и то суров,
Лес этих каменных надгробий,
А ночью жуток – наподобие
Потусторонних берегов…
Тревожней стали мои сны
Ты не пришел, мой брат, с войны.
Я встал с постели неспроста –
Наверное, по зову брата
Пришел на кладбище и встал
У ног гранитного солдата.
А кто-то сыпал зелен-лист
На нас, на бронзовые чаши,
Сквозь ветра заунывный свист
Шептали ивы:
«Саша, Саша…»
Тревожней стали мои сны
Ты не пришел, мой брат, с войны.