RSS Распечатать

Пензенский Герой Константин Благодаров похоронен недалеко от могилы Чернышевского.

Многие жители Саратова ходят по улицам и не задумываются, в честь кого они названы.
Многие жители Саратова ходят по улицам и не задумываются, в честь кого они названы. Да, все знают Чернышеского, Гоголя, Радищева, Чапаева, чьи имена носят саратовские улицы. Однако большинство людей идет, например, по улице имени Благодарова и не знает, что Константин Владимирович Благодаров — Герой Советского Союза, да еще и уроженец Саратовской области. Тем более никто уже и не помнит, что его жизнь тесно была связана с Пензенской областью.

А именно, с Сердобском. На сердобской земле он вступил в свою трудовую жизнь, отсюда ушел в авиацию. Именно пензенская земля благословила Константина Благодарова на геройские подвиги во имя Родины.

В преддверии 70-летия Победы интерес к Герою Благодарову снова вырос. Так, воспитанница физико-технического лицея №1 (бывшая средняя школа №13) Ирина Трубецкова подготовила целую работу по биографии Константина Владимировича. Ей удалось пообщаться с женой и дочерью Героя.

«Как выяснилось, о К.В. Благодарове очень мало информации в архивах и областном музее Саратова. В государственном архиве Саратовской области я нашла постановление о переименовании в его честь к 40-летию Победы одной из улиц в Ленинском районе Саратова. Кроме того, я сделала копию с плана Ленинского района Саратова о местонахождении улицы К.В. Благодарова», — отметила автор работы.



Итак, краткая биографическая справка о нем содержится в книге «Герои Советского Союза», монографиях Н.М. Румянцева «Люди легендарного подвига» и А. Бурова «Твои герои, Ленинград».

Однако Ирине Трубецковой удалось пообщаться с женой и дочерью Героя — Галиной Константиновной, которые рассказали много интересного о своем муже и отце, предоставили материалы семейного архива: семейные фотографии, сохранившиеся документы, в том числе его автобиографию, грамоты, ордена и медали, которыми он был награжден, его летную книжку. Особо ценными явилась автобиография, напечатанная и заверенная лично К.В. Благодаровым, на основании которой школьница и составила его примерный жизненный и боевой путь:

«Константин Владимирович Благодаров родился 29 июля 1919 года в Саратове. Его мать умерла, когда мальчику было 11 лет, и он с братом Евгением воспитывался отцом и мачехой — Александрой Константиновной, очень доброй женщиной, которой, по словам дочери Константина Владимировича, удалось заменить детям мать.

С 1927 по 1935 год Константин Благодаров учился в 27 полной средней школе. Так указано в его автобиографии.

В 1935 году он поступил в Саратовский техникум связи, который окончил в 1937 году по специальности радиотехник. В 1938 году он получил направление в город Сердобск (Пензенская область), где работал старшим техником городского радиовещания.

Но 1930-е годы — время необычайной популярности авиации. И Константин Владимирович осуществил свою мечту — летать. В сентябре 1938 года он поступил в 3-ю Гражданскую школу пилотов в Сердобске. В 1939 году после закрытия школы Благодаров снова вернулся в Саратов и поступил в военную школу пилотов города Балашова.

По окончании этой школы в 1941 году был направлен в 1-ю Авиабригаду. Когда началась война, молодому летчику срочно пришлось переучиваться. Как рассказывал его друг полковник Николай Маркелович Анисимов, Константин Владимирович не хотел быть «тихоходом», как тогда называли бомбардировщиков. Он видел себя пилотом штурманского самолета. После многочисленных рапортов был направлен на переподготовку. Вначале осваивал штурмовик старого типа «Р-5III» конструкции Поликарпова. Затем — появившийся в начале войны новый штурмовик «ИЛ-2». Немцы называли его «летающим танком» и «черной смертью». Мотор нового самолета был втрое мощнее, скорость вдвое больше. Но освоить «Ил-2» удалось не сразу. Основной проблемой для летчика стало то, что при посадке он забывал выпускать шасси (на самолете Поликарпова шасси не убирались). Но эту трудность Благодаров преодолел. Училище закончил с отличием.

В это же время он познакомился с Верой Федоровной Зиньковской (1922 г.р.), которая работала медсестрой в госпитале. В 1943 году она вышла за него замуж.

А с сентября 1943 года Благодаров был отправлен на фронт. Сначала он был рядовым летчиком, затем командиром звена и заместителем командира эскадрильи.



Галина Константиновна Благодарова показала нам «Летную книжку» своего отца. Это уникальный документ, в котором записаны все боевые полеты, фиксировались летные задания, качество их выполнения. Это поистине летопись боевой жизни нашего героя.

Старший лейтенант, капитан, затем гвардии майор совершил 130 боевых вылетов, 60 раз летал в качестве ведущего группы из 6-18 самолетов.



Каждый боевой вылет Благодарова был отмечен высоким мастерством. Из летной книжки мы можем видеть, что в один день летчик совершал иногда 4-5 вылетов.

В середине ноября 1943 года Благодаров впервые участвовал в массированном налете штурмовиков на порт Камыш-Бурун (Аршинцево). В результате налета было потоплено и повреждено несколько судов, а также убит находившийся в порту командующий фашистским флотом на Черном море вице-адмирал Казерицки, который прибыл туда для раздачи наград.

Как говорится, получил и свою награду. Особенно успешно сражался наш земляк весной 1944 года, когда советские войска завершали освобождение Крыма от немецких оккупантов. 4 мая он в составе шестерки «ильюшиных» вылетает на уничтожение плавсредств противника на подступах к Севастополю, подготовленных для эвакуации остатков разбитой в Крыму 17-й германской армии. Ударом с бреющего полета Благодаров потопил транспорт водоизмещением 2,5 тысяч тонн. Кроме того, другими летчиками группы были уничтожены две десантные баржи и сторожевой корабль противника. При выходе из атаки на самолет Бабкина напали четыре вражеских истребителя.

Благодаров, рискуя жизнью, прикрыл своего ведомого, сбил «фоккера», спас товарищу жизнь. Группа без потерь вернулась на свой аэродром. В ночь на 10 мая 1944 года к мысу Херсонес подошел последний вражеский конвой — дизель-электроходы «Тотила», «Тея» и десантные баржи. Приняв на борт по 5-6 тысяч человек, суда с рассветом взяли курс на Констанцу. Авиация советского Черноморского флота потопила все фашистские транспорты. В этих налетах принимал участие и старший лейтенант Благодаров. После освобождения Крыма полк, в котором служил Благодаров, был переброшен на Балтику. 20 июля 1944 года Благодаров возглавил группу из 17 самолетов, вылетевшую на уничтожение плавсредств противника в Нарвском заливе.

При заходе на цель самолет Благодарова был поврежден осколками снаряда, несмотря на это, летчик сбросил бомбы на тральщик противника и потопил его.

Но в тяжелые дни кровавых битв Константин Владимирович помнил о родных и страстно любил жизнь. В семейном архиве сохранилась фотография Благодарова 1944 года, присланная жене Вере Федоровне с нежной надписью и пожеланием «Помнить Жизнь».



28 января 1945 года Благодаров за три боевых вылета уничтожил батарею полевой артиллерии, 10 автомашин и большую группу пехоты на косе южнее города Мемеля. Во втором вылете его самолет получил пробоины, однако летчик сделал еще три захода на цель и выполнил боевое задание.

Константин Владимирович Благодаров был награжден правительственными наградами: Орденом Ленина и медалью «Золотая звезда», четырьмя орденами «Красного знамени», орденом «Александра Невского», орденом «Отечественная война I степени», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга».

20 апреля 1945 года Указом Верховного Совета СССР Константину Владимировичу Благодарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как рассказала его дочка — Галина Константиновна Благодарова, всю войну ее отец пролетал на одном самолете, хотя ему предлагали и более новые машины. Он верил, что этот самолет приносит удачу, называл свой «ИЛ» — «Галочкой». И, наверное, неслучайно этим именем назвал и дочь, родившуюся в 1945 году.

После войны он вместе с 8 гвардейским полком был переведен в Эстонию, избирался членом Верховного Совета Эстонской ССР. Затем был направлен на 11-месячные курсы повышения квалификации в Ригу. И в 1951 году погиб при выполнении задания командования.

Из интервью с Галиной Константиновной Благодаровой нам удалось выяснить подробности трагической гибели ее отца, которые нигде не публиковались.

Дело в том, что разбился самолет Благодарова 22 июня. И, по единодушному мнению его друзей-однополчан, боевых соратников, это не было случайной катастрофой. Летчик такого класса погиб при выполнении обыкновенного задания. Что случилось с самолетом точно не известно. Он развалился в воздухе, хвост, где был радист, отлетел, его так и не нашли. Кабина рухнула в воду и затонула. По этому описанию можно предположить, что был взрыв.

К подобному мнению склонялись и однополчане Благодарова. Следует помнить, что это была послевоенная Прибалтика, и к Советским войскам здесь было очень неоднозначное отношение. Действовали «лесные братья», и подобные катастрофы были далеко не единичны. Друг Благодарова — Георгий Кузнецов, тоже Герой Советского Союза, сгорел в своем самолете.

Все это случилось в мирное время с летчиками, прошедшими всю войну.

В свидетельстве о смерти Константина Владимировича как причина смерти указано — «утопление». Хотя это не совсем верно. Как рассказала Галина Константиновна, когда водолазы нашли и подняли кабину, в которой находился отец и его штурман, она была герметично закрыта, все вещи были сухими.

Погибли летчики от нехватки кислорода, комбинезоны были разорваны на груди, им нечем было дышать. Нашли их только на третий день, 25 июня. Командованием был предоставлен самолет, и по желанию родственников, Константин Владимирович был похоронен на родине, в Саратове.

28 июня 1951 года во Дворце офицеров состоялась торжественная панихида. Захоронен он на Воскресенском кладбище, недалеко от могилы Н.Г. Чернышевского.



В июле 1951 года отец погибшего героя, Благодаров В.И., обратился с письмом к властям Саратова с просьбой увековечить память сына-героя установлением памятника.

27 июля 1951 года Саратовским горисполкомом было принято решение о выделении необходимых средств для создания барельефа и ограды, которые были установлены на могиле в том же году. К сожалению, сейчас этого барельефа нет, в 90-х годах ХХ века вандалы сорвали его и, видимо, сдали как металлолом.

В 1985 году по инициативе полковника в отставке Н.М. Анисимова, парторга завода «Контакт», была названа улица в честь К.В. Благодарова. Его имя носила пионерская дружина 13 школы. Материалы о нем хранятся в музее города Балтийска, в 2010 года была выставка о военных летчиках-героях Великой Отечественной войны в краеведческом музее Саратова».

Отметим, что также летчик награждался четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

В 1985 году в Ленинском районе Саратова в честь Благодарова была названа улица. На здании школы №13 (ныне физико-технического лицея №1), в которой учился летчик, установлена мемориальная доска.

Имя Благодарова также носила школьная пионерская дружина. Фамилия Благодарова есть на мемориале в Николаеве (Украина).

В 2012–2013 годах на улице Благодарова в Саратове был создан сквер с игровыми площадками, в котором установили памятник прославленному земляку. Открытие монумента состоялось 8 мая 2013 года, в канун 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.



Жизнь и подвиг Героя увековечены также в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном Героям-пензенцам, предлагаем познакомиться с ним.



Атаки в море

Руководитель одного школьного музея в городе Риге Павел Максимович Фролов прислал в редакцию объединенной газеты «Ленинский путь» Сердобского района Пензенской области небольшую заметку. В ней он рассказывал о подвигах Героя Советского Союза летчика штурмовой авиации Константина Владимировича Благодарова, которые он совершил в годы Великой Отечественной войны. Далее шло сообщение о том, что в 1937 году Благодаров жил и работал в Сердобске, оттуда и ушел по призыву комсомола в авиацию.

Это была хорошая новость, но брали сомнения. Как же так? С времен Великой Отечественной войны прошло более четырех десятилетий, а в Сердобске до сих пор неизвестно о знаменитом летчике. Сообщения П.М. Фролова казались неправдоподобными. Но журналист не должен сомневаться, не имея на то оснований. Надо искать доказательства или опровержения. И начался поиск. Он длился более года. Охотно включился в него краевед, сам бывший фронтовик, Иван Федорович Алексеев. Он перерыл много архивных документов, опросил большое количество старожилов Сердобска. Архивы ничего не дали, а вот человек, знавший Благодарова, был найден. Им оказался пенсионер Василий Сергеевич Антонов, который не один десяток лет проработал в Сердобске.

— Костю Благодарова хорошо помню, — пояснил Василий Сергеевич. — Вместе с ним работал задолго до войны. Он к нам приехал из Саратова. Тогда и Сердобск был Саратовской области. Выглядел Костя очень молодо. Не по годам, во всяком случае. Хотя ему и было-то лет восемнадцать, не более, но он казался совсем мальчишкой.

Запомнился он мне цепкостью ума и общительностью. Определили Благодарова работать к нам на радиоузел районной конторы связи в качестве радиотехника. Радиоузел располагался тогда на углу ныне улиц Островского и Большой Садовой. Этот дом сейчас не сохранился...

Память людская — дело хорошее, но небезупречное. Требовались документальные доказательства. И снова письмо полетело в Ригу. П.М. Фролов помог отыскать жену Благодарова — Веру Федоровну Благодарову. Она, в свою очередь, сообщила о муже массу подробностей, вплоть до номера партийного билета, который был выдан Константину Владимировичу в годы войны.

Розыски шли по многим направлениям. И вот наконец-то в июне 1987 года из Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС прислали выписку из личного дела коммуниста Константина Владимировича Благодарова, в которой говорится, что он после окончания Саратовского техникума связи работал в городе Сердобске в районном узле связи в качестве старшего радиотехника радиоузла с декабря 1937 года по август 1938 года.

Тринадцать Героев Советского Союза так или иначе связаны с нашим городом и районом. Одни родились на земле сердобской, другие здесь работали, третьи учились. Теперь все сомнения отпали и доказана полная истина в том, что К.В. Благодаров, шагнувший с сердобской земли в большую авиацию, является четырнадцатым нашим земляком, который выдающимися героическими подвигами в годы Великой Отечественной войны обессмертил себя.

Теперь представляется возможность рассказать о нем. Хотя и с большим опозданием, но в этом ничьей вины нет. Таковы законы жизни: в круговерти военных и послевоенных лет затерялось много значительного, что предстоит историкам еще долго разгадывать и открывать, чтобы рассказать людям потом правду. Всенародная вера у нас в одно: никто не должен быть забыт и ничто не забыто.

В августе 1938 года Константин Благодаров из Сердобска уехал в город Балашов, где стал курсантом 3-й гражданской воздушной школы пилотов. Потом там же перешел в школу военных летчиков. Великую Отечественную войну он встретил старшим сержантом дальнебомбардировочной авиации.

Мечта сбылась — он стал летчиком. Но ему хотелось стать пилотом штурмового самолета. Писал рапорт за рапортом и вскоре добился своего. Он снова сел за парту, а потом и за тренажер штурмовика.

Вначале Благодаров изучал штурмовик старого образца «Р-5Ш», конструкции Поликарпова. Эта машина более десяти лет служила авиации верой и правдой, но в первые годы войны ей на смену пришел новый: штурмовик «Ил-2». Впоследствии немцы его назовут «летающий танк» и «черная смерть».

Самолет Ильюшина по сравнению с машиной Поликарпова был сложнее, современнее. Его мотор втрое мощнее, скорость полета — вдвое больше. Мощным и разнообразным было вооружение нового штурмовика.

Курсант Благодаров решает стать летчиком только этой машины, и его направляют в 3-е морское авиационное училище.

Полеты на «Ил-2» Константину дались сразу. В стремительном взлете, энергичном наборе высоты, выполнении «горок» и разворотов он чувствовал себя уверенно. Летал увлеченно, с удовольствием, раз от раза шлифуя технику пилотирования полюбившейся ему машины. Лишь одно у него долго не ладилось — забывал при посадке выпускать шасси. У «Р-5Ш» шасси не убиралось, и старая привычка осталась. Поначалу радиосвязи кабинах новых штурмовиков не было. Приходилось имитировать с земли, а то и другим самолетом в воздухе, напоминая курсанту выпустить шасси. Но потом все в процессе тренировок пришло в норму. Окончил Константин училище на «отлично».

В сентябре 1943 года лейтенант Благодаров прибыл в 8-й гвардейский штурмовой полк 11-й штурмовой авиационной дивизии в качестве командира звена. Это было начало его боевого пути.

О тех днях товарищ по оружию, близкий друг Константина Владимировича, ныне здравствующий полковник в отставке Николай Маркелович Анисимов вспоминает так:

«Это было на аэродроме в Анапе в сентябре 1943 года. По долгу службы начальника разведки полка, после одного из боевых полетов, я принимал рапорты от летчиков. Подошел ко мне и Константин Владимирович Благодаров. Побеседовал с ним, он произвел на меня хорошее впечатление. Мне понравилась его наблюдательность за полем боя, большой кругозор, хорошая зрительная память, быстрая ориентация в обстановке. Благодаров оказался моим земляком. Он, как и я, родом из Саратова. Мы подружились и стали друзьями на всю жизнь.

Летное мастерство офицера Благодарова росло на моих глазах. Он умел летать в простых и сложных метеорологических условиях. Каждый его боевой вылет доставлял врагу немало неприятностей. Помню, как в конце сентября 1943 года Константин участвовал в массированном налете наших штурмовиков на порт Камыш-Бурун. Тогда много было повреждено и потоплено вражеских судов, в том числе был убит командующий фашистским флотом на Черном море вице-адмирал Козарицки.

Всю осень 1943 и зиму 1944 годов старший лейтенант Благодаров звеньями и группами наносил бомбо-штурмовые удары по кораблям и десантным судам противника в море, портах Феодосии, Камыш-Буруна, Керчи, по живой силе и технике врага в местах скопления, вел воздушную разведку. Когда наши войска в ноябре 1943 года высадились в районах Камыш-Буруна, Керчи и Ениколе и оказались в тяжелом положении, так как из-за штормовой погоды корабли Черноморского флота не могли помочь десантникам, Благодаров первым стал летать на малой высоте в эти районы, сбрасывая мешки с продовольствием и боеприпасами в расположение наших войск. В день он делал по два-три вылета, каждый раз рискуя быть сбитым, так как враг предпринимал все, чтобы обескровить советский десант и потопить его в море. Но Благодаров выполнил все полеты с высоким мастерством и здорово помог десантникам. Такое мог сделать только летчик высокого класса, с мужественным сердцем.

Мне хорошо запомнились два боевых вылета. Первый был осуществлен 4 мая 1944 года, когда наш полк базировался в Саки. Благодаров тогда вылетел в составе двух звеньев — шесть самолетов «Ил-2» — на уничтожение водных транспортов противника на подступах к Севастополю в районе Камышевой бухты. Транспорты находились под погрузкой живой силы и военной техники противника, уходящего из Крыма. С бреющего полета Константин Владимирович ударил по самому крупному кораблю и потопил его. Расправу над остальными довершили его товарищи. В этот раз ни один фашист не ушел живым с берегов Крыма. Всех там порешили.

Когда атака была завершена и наши штурмовики стали выходить из боя, на них напали четыре немецких истребителя «Me-109». Ситуация создалась опасная. Но наши летчики не растерялись, смело вступил в бой с фашистскими стервятниками командир группы Благодаров. Когда к его ведомому вражеский истребитель стал заходить в хвост, он перехватил инициативу и меткими очередями из скорострельной пушки и пулемета сбил самолет противника, и тот грохнулся в морскую пучину. На свой аэродром штурмовики вернулись без потерь.

10 мая 1944 года к мысу Херсонес — западная оконечность Крымского полуострова — ночью подошел большой конвой противника. На транспорты погрузили не менее 5—6 тысяч человек и большое количество техники. Враг старался уйти незамеченным. Но советская разведка обнаружила конвой немцев вовремя, и командование Черноморского флота задействовало всю штурмовую авиацию. Участвовал в этом бою и Благодаров. Он со своим звеном нанес такой удар по вражеским кораблям, что им не суждено было далеко уйти в море.

Хотя 8-й гвардейский штурмовой полк относился к морской авиации, ему приходилось часто выполнять и другие боевые задачи.

Однажды на аэродром привезли новые противотанковые бомбы. Правильного обращения с ними никто не знал. Прибывший инструктор собрал вокруг себя оружейников и летчиков. Он разложил перед ними миниатюрные бомбочки весом не более полутора килограммов каждая.

— Это и есть грозное оружие? — усмехнулся Благодаров.

— А вы не спешите смеяться, — ответил инструктор. — Если одна такая бомба попадет на танк, то обязательно прожжет его как автогеном, только в сто раз мощнее.

Благодаров загорелся желанием испробовать бомбы на деле. В тот же день в бомболюки его машины загрузили 200 маленьких бомбочек. Летчики его звена тоже не захотели отставать от своего командира. Так звено в полном сборе вылетело в район, где враг намечал танковый удар. Прошли над полем боя на бреющем полете, и закружила над танками карусель. Вытряхнув бомбочки на танки, летчики удивились их действию: внизу свечами горело несколько бронированных чудовищ.

Когда война на Черном море завершилась, 8-й гвардейский штурмовой полк в составе 11-й штурмовой дважды Краснознаменной Новороссийской авиационной дивизии был переброшен на Балтийский флот. По прибытии на место заместитель командира 2-й эскадрильи Благодаров первым начал осуществлять разведывательные полеты, знакомясь с новой обстановкой, а уже 20 июня 1944 года он в составе группы из 17 самолетов нанес мощный воздушный удар по кораблям врага в Нарвском заливе. Этот бой для Константина Владимировича был очень трудным. Дело в том, что при первом бомбометании сильным огнем вражеских зениток штурмовик Благодарова здорово изрешетило. Свистел в пробоинах ветер, трепыхалась рваная перкаль. Самолет содрогался, как израненная птица.

— Крепись, дружище, — подбадривал штурмовик летчик, — мы еще с тобой повоюем!

Три раза атаковал Константин Владимирович на израненном штурмовике и все же потопил корабль врага. А потом, убедившись, что израсходован весь комплект боезарядов до конца, вышел из боя и еле-еле дотянул до своего аэродрома.

Чуть позже, будучи ведущим группы тринадцати «Ил-2», Благодаров вылетел на уничтожение вражеских кораблей вновь в Нарвском заливе. Подлетев к цели, первая пара его самолетов мастерски прорвалась сквозь заградительный огонь противника, и, несмотря на то, что вражеский снаряд пробил бронестекло самолета Константина Владимировича, он успешно атаковал сторожевой корабль и сбросил на него бомбы. Высоко взметнулись ввысь столбы черного дыма и пламени, и сторожевик ушел на дно.

9 сентября 1944 года, когда шло решительное освобождение Прибалтийских республик, старший лейтенант Благодаров в очередной раз повел группу штурмовиков к острову Саарема, где предполагалось у южного берега острова атаковать вражеские корабли. При подходе к цели случилось несчастье: от сильного зенитного огня противника у самолета командира пробило в нескольких местах плоскости. Нарушилось управление штурмовиком, сильно ухудшились его маневренные качества. Но, несмотря на это, крылатый витязь пошел в атаку и потопил быстроходную десантную баржу врага.

При выходе из атаки молодой летчик Кононов был атакован двумя «мессершмиттами». Памятуя святую заповедь: «Сам погибай, а товарища выручай», старший лейтенант Благодаров на израненном самолете кинулся к ведомому и прикрыл его. Группа отразила в сомкнутом строю все атаки немецких истребителей, до конца выполнила боевое задание.

Полковник Анисимов вспоминает, что Благодаров участвовал в решительных сражениях по освобождению Таманского полуострова, Крыма, Карельского перешейка, Выборга, Ленинграда, Таллина, островов Саарема, Дага, что в Балтийском море, Кенигсберга, Любавы, Гдыни, Гданьска. Он лично потопил 17 кораблей врага с общим водоизмещением более 11,7 тысячи тонн. И каждый водный транспорт плыл не пустым. Он был наполнен вражескими войсками и боевой техникой.

За время боевых действий ас штурмовой авиации совершил 130 успешных боевых вылетов, из них 60 групповых, где он был командиром.

Не сразу молодой летчик стал мастером штурмовых атак. У него было много достойных учителей, от которых он перенял опыт и сноровку, а храбрости и мужества ему было не занимать.

Наставниками летчика Благодарова были такие мастера штурмовой авиации, какими являлись командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Пысин, заместитель командира полка Герой Советского Союза гвардии майор Тургенев, командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Ефимов, командиры дивизии Герой Советского Союза полковник Губрий, дважды Герой Советского Союза полковник Челноков. Весь свой боевой опыт передали они своему воспитаннику, а потом гордились его успехами. Ценили в нем высокое летное мастерство, храбрость и отвагу. Впоследствии в полку Благодаров именовался лучшим мастером меткого бомбометания — это поражение целей с бреющего полета. Такой маневр не простой.

За ратные подвиги храбрый летчик был награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, многими медалями. 20 апреля 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым Константину Владимировичу Благодарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны гвардии майор Благодаров служил в Эстонии в качестве командира эскадрильи. На послевоенных выборах в республиканские и местные Советы личный состав части и граждане города Пярну избрали Константина Владимировича своим представителем в Верховный Совет Эстонской ССР.

В 1950 году Благодаров был направлен на высшие офицерские курсы в город Ригу. 20 июля 1951 года во время учений над Балтийским морем самолет, пилотируемый майором Благодаровым, в сплошной дымовой: завесе шел на бреющем полете и крылом коснулся воды. Погиб весь экипаж.

Наш рассказ был бы не полным о Константине Владимировиче Благодарове, если бы не было в этом очерке несколько строчек воспоминаний его жены — Веры Федоровны Благодаровой. Как никто другой, она знает душевные качества, преданность и любовь этого человека.

«С Костей я встретилась, когда он учился, а я работала в местном госпитале медсестрой, — вспоминает Вера Федоровна.— Познакомились на вечере, потом часто встречались. Со временем наша дружба переросла в любовь, и мы поженились. Время было очень трудное. Я целыми днями пропадала в госпитале, муж осваивал новый самолет. Часто вечером, усталые, валились с ног, но мы любили друг друга и были счастливы».

Не заметили молодожены, как подкралось время расставания. Лейтенант Благодаров окончил учебу и уехал на фронт, а для Веры Федоровны начались долгие мучительные дни ожиданий.

Письма с фронта жене Константин Владимирович писал очень часто, но о себе говорил мало. Умалчивал о делах своих: «Живу нормально. Воюю как все. Очень скучаю». Так было почти в каждом письме. Но когда Благодаров в 1944 году приехал в отпуск и Вера Федоровна увидела на его груди четыре ордена Красного Знамени, поняла, какому смертельному риску муж подвергает себя постоянно. Но из разговоров с мужем этого было не понять. Он вел себя просто и скромно. Через месяц Благодаров снова уехал на фронт, в опять пошли письма — нежные, любящие. Вера Федоровна жила тогда тремя ожиданиями — ждала писем, ребенка и мужа. Однажды ее неожиданно вызвали в военкомат. Она шла туда, шла и не видела земли под ногами. «Господи, беда!..» Но волнения оказались напрасными. За 100 боевых вылетов Благодаров получил пять тысяч рублей и через военкомат переслал их жене. «На пеленки», — как он писал. Большего-то в то время на них купить было и нечего, все стоило очень дорого.

«Муж был человеком очень простым, — говорит Вера Федоровна. — В нем было много доброты, общительности. Любил детей, свою летную работу, семью, Родину. Он никогда не хвастался своими подвигами, наградами. Если его кто спрашивал об этом, то он отвечал коротко: «Просто мне повезло». Любил удить рыбу, хорошо играл в шахматы, помогал по дому. Оба мы мечтали иметь троих детей. «Рожай хоть роту, всех прокормлю!» — смеялся он.

Уже в мирное время Константин Владимирович, будучи командиром эскадрильи, отдавал много времени обучению молодых летчиков. Он часто с полетов, особенно с ночных, приходил очень усталым, промерзшим, но всегда веселым и жизнерадостным. Жена постоянно тревожилась за него. Это, наверно, участь жены каждого летчика. Константин Владимирович замечал тревоги ее и успокаивал: «Ну, что ты так волнуешься. Все ведь хорошо. В войну остался жив, а теперь мне сам черт не брат».

И все же он не уберегся.

В 29 лет я осталась вдовой, — говорит Вера Федоровна. — Вечно храню преданность мужу, свою верность и любовь».

Похоронен Константин Владимирович Благодаров в Саратове на Воскресенском кладбище у главного входа вблизи могилы Н.Г. Чернышевского. Там стоит обелиск. Именем Героя названа городская школа №13 и улица в Ленинском районе. Мы уверены, что теперь и благодарные сердобчане воздадут добрую память славному сыну Родины. Ведь здесь, на земле сердобской, он вступил в свою трудовую жизнь, отсюда ушел в авиацию. Земля сердобская, как и саратовская, дала ему крылья и благословила на геройские подвиги во имя Родины.

Н. Маркин


Источник

13.05.2015


 


Яр

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae