Пока вся страна встретит праздник Победы, в Тверской области поисковики вновь вступили в ожесточенный бой за память погибших офицеров и солдат.
Добровольцы пытаются добиться, чтобы останки почти восьми сотен красноармейцев были захоронены с положенными почестями. Но местные власти против. Главный аргумент чиновников: в земле, за которую бились эти бойцы и на которой отдали свои жизни, для них теперь места нет.
Член поискового отряда "Память" Виктор Морозов еще в прошлом году зафиксировал на видео, как рядом с его родным поселком Погорелки в воронке оставшейся еще со времен Великой Отечественной, были обнаружены останки сотен советских воинов.
В массовом захоронении Морозовы нашли больше восьмисот человек. И это только за 2014 год. Хранить останки негде, семье поисковиков пришлось на свои деньги купить заброшенное здание, чтобы не оставлять их под открытым небом.
В двух небольших комнатках в обычных мешках хранятся останки 727 бойцов Красной Армии. Все они погибли под Ржевом.
До недавних пор, всех солдат Морозовы хоронили на местном мемориале в своем селе. Причем собственными руками, не прося никакой помощи. Но теперь глава администрации Ржевского района Валерий Румянцев почему-то все захоронения запретил.
"Моя личная точка зрения, как главы района, захоронения в Погорелках следует прекратить", -считает Румянцев.
Наталья Морозова, жена Виктора, уже не в первый раз обивает пороги администрации. Просит только одного - дать похоронить солдат. Чиновник отвечает - на мемориале в деревне хоронить, якобы, уже негде. И лучше вообще не искать сложных путей, а всех свозить на одно кладбище.
В самом Ржеве стена к стене стоят кладбище немецких военных и советских солдат. При этом немецкое выглядит почему-то куда аккуратнее. Кстати, масла в огонь в этом конфликте подлили и из Германии. Член Союза по воинским захоронениям Алекс Ритер посчитал, что семья поисковиков просто разоряет братские могилы.
"В этом году Морозов заявляет, что он готов захоронить 800 солдат. Это не нормально. Что-то ненормально. Любой командир поискового отряда говорит, что этого не может быть", -высказался Ритер.
Гражданин Германии беспокоится не столько о советских воинах и их могилах, сколько о немецких солдатах. На их поиски выделяются немалые деньги. И Морозовым, как одному из лучших поисковых отрядов, Алекс Ритер уже предлагал работу.
"Ритер заявлял, что я обязан поднимать и немецких солдат. Я отвечаю просто: я не обязан немецких солдат поднимать", - говорит Виктор Морозов.
Получив отказ, Ритер попросил главу района проверить поисковый отряд Морозовых с точки зрения закона. Но с документами у них все оказалось чисто. Впрочем, дело даже не в соседстве кладбищ. Во всех архивах бойцы, найденные Морозовыми, числятся в Погорелках. И если похоронить их в Ржеве, то родственникам найти могилу погибшего красноармейца станет почти невозможно. Впрочем, чиновникам такие тонкости, видимо, чужды.
Семье энтузиастов пришлось покинуть кабинет главы района ни с чем. Но сдаваться они и не думают. Наталья говорит: раз эти солдаты когда-то сражались за свободу Родины, то и прекратить бороться за их память и право покоиться там, где они погибли, было бы просто подло.