Жители Рязанской области неоднократно жалуются на плохое качество работы «Скорой помощи», ждать которую приходится по несколько часов. Бригад скорой стало вдвое меньше, врачи, которые умели работать, ушли в ближайшие города с достойной оплатой труда, а остались, в основном фельдшера, которые и обслуживают большинство вызовов, в т. ч. "врачебных". В сети интернет полно отзывов о хамстве и грубости сотрудников скорой. Кроме того, врачам запрещено ставить диагноз, все, что может сделать врач скорой помощи – сделать укол, померить давление, температуру и предложить, в случае необходимости, госпитализировать в больницу. Вот несколько примеров из просторов интернета.
«Сегодня вызвала грудному ребёнку скорую помощь, приехали через полтора часа. Педиатр с порога начала показывать своё недовольство на вызов (с ней мы уже сталкивались, когда ребёнку было 1 месяц). На заданные вопросы даже не давала договорить, постоянно перебивала, а затем, вообще, начала хамить. Не успели осмотреть ребёнка, как медсестра уже протянула карту осмотра, в которой нужно было расписаться. Пролистав амбулаторную карту ребёнка, вынесла вердикт: идите к 2 врачам. Не сказав больше ничего, засобирались. Перед тем как вышла, дала рекомендации, в какой частный детский центр и к кому нужно сходить, а врачи, которых посещали мы - они плохие!».
«Бригада № 19 - ужасная! Вызвала их, а они посмотрели и уехали, так как не поняли, что со мной и сказали: "Так бывает перед критическими днями"! В итоге я сама поехала в больницу и меня отправили на экстренную операцию с разрывом капсулы кисты».
«2 декабря, в районе 11-11:30, я вызвал неотложку маме. До этого времени отвёз на машине жену в 4-ю поликлинику для получения инсулина, опять же для мамы. Вернувшись, мама пожаловалась на боль в животе и попросила ей сделать клизму, я это к тому, что человек был нормальный, адекватный, живой. По возвращении жены из поликлиники, вызвали неотложку, а дальше началось такое, что до сих пор не могу прийти в себя. С порога доктор начал нас убеждать, что маме очень плохо, и что она умирает, что она очень долго проработала в реанимации и всё знает, хотя мама нормально разговаривала со мной, с женой, да и с этим доктором-убийцей. Столько понаделали уколов и капельниц, что в течение 2-3 минут мама заснула и больше не проснулась. Доктор засуетился, вызвал реанимацию, выгнал нас почему-то из комнаты, где лежала уже мёртвая мама, и закрыл за нами дверь, для чего, до сих пор не пойму. Реанимация констатировала смерть (желудочно-кишечное кровотечение), а доктор неотложки неоднократно убедительно мне повторял, что смерть зафиксировала 21 бригада (хотя это была реанимация, наверное, 21 бригада, а не она убийца). Заключение после вскрытия: отёк лёгких, внезапная коронарная смерть. Через 10-15 минут у нас на пороге стоял похоронный агент, как он узнал о смерти мамы, остаётся только догадываться. До сих пор не могу понять, звонил в скорую, а попал в похоронное, вроде не синонимы, а связь какая-то есть. Вот так как-то. Пожалуйста, не ошибайтесь, когда будете звонить».
«На скорой помощи Рязани постоянная нехватка персонала, временами на дежурство выходит меньше половины бригад. Персонал комплектуется из молодых и неопытных фельдшеров, врачей осталось единицы. Население жалуется на скорую помощь, медперсонал на бешеную нагрузку, а главный врач скорой ищет виновных, а сам ничего не хочет делать, чтобы исправить ситуацию».
Сами же сотрудники скорой помощи жалуются на большую перегруженность, дефицит кадров и низкую зарплату. А также на нежелание главного врача повлиять на сложившуюся ситуацию. В декабре 2014 года в Рязани произошел вопиющий случай, который стал поводом к возбуждению уголовного дела. 16 декабря 2014 года в 11:31 на городскую станцию скорой медицинской помощи поступил звонок. Взволнованная пожилая женщина сказала диспетчеру, что ее мужу плохо, у него высокое давление и боли в груди. «Вызов принят» — произнесла дежурная и положила трубку. По словам женщины, после первого звонка они с мужем разговаривали, он просил поставить возле кровати два стула - один — для врача, другой — для кардиограммы. Но прошло двадцать минут, а врача все не было. Женщина вновь начала звонить в скорую со словами, что состояние мужа ухудшается. Но в ответ услышала сухое «ждите». И так несколько раз подряд. Как позже установила прокурорская проверка, в звонки на пульт скорой помощи с просьбой прислать бригаду медиков к больному человеку поступали в 11:54, 12:12, 12:15, 12:26 и 12:29. С каждым новым звонком женщина говорила диспетчеру, что мужу становится хуже, и все так же просила помощи врачей. Потом был еще один звонок, последний: «Сволочи, что же вы наделали, у меня муж умер…» Лишь в 12:35 приехала бригада скорой помощи и констатировала смерть 66-летнего мужчины. Поразительно, но первым к умершему добрался агент ритуальных услуг с предложением помочь с похоронами. Как рассказывает вдова:
— Когда в дверь позвонили, подумала, ну вот, «скорая» объявилась, — рассказывает женщина. — Открываю, заходит парень какой-то, высокий такой, и говорит: «Я могу вам помочь с похоронами». Прогнала его, сказала, что еще «скорой» не было, бумаги ведь какие-то нужны, как я вам его просто так отдам? Он и ушел.
Женщина стала спрашивать у сотрудников скорой, почему они так долго ехали, и получила ответ, что заявку им передали только в 12:15. После похорон родственники умершего обратились в прокуратуру с просьбой разобраться в причинах столь длительного ожидания скорой помощи. В ходе прокурорской проверки после изучения аудиозаписей, документов и опроса сотрудников медучреждения было установлено, что после первого вызова, фельдшер, сидевшая на телефоне, не учла возраст пациента и не приняла необходимых мер по установлению причин для вызова скорой медицинской помощи. Она не уточнила всех данных о фактическом состоянии здоровья больного, не поинтересовалась у звонившей женщины, была ли ее мужу оказана помощь самостоятельно родственниками, как давно произошло ухудшение состояния здоровья и так далее. Помимо этого, фельдшер неправильно определила форму помощи как «неотложную», хотя должна была квалифицировать как «экстренную» и вызвать соответствующую бригаду медиков.
— Женщина сказала, что у мужа высокое давление и боль в груди, но фельдшер не конкретизировала, она просто сказала: «Вызов принят» и положила трубку, — сообщила СМИ помощник прокурора Советского района города Рязани Юлия Тюрина. — В то же время, главным врачом ГССМП утверждены Поводы для экстренного исполнения вызовов и Алгоритмы приема вызовов. Так, поводом для экстренного исполнения являются в том числе боли за грудиной, резкие повышения или снижения артериального давления, сопровождающиеся нарушением сознания, холодным потом, нарушением ритма.
Как установила прокурорская проверка, в период времени с 11:30 до 12: 20 одна свободная выездная бригада «скорой» была готова выехать на экстренные вызовы, но из-за неправильной квалификации формы помощи фельдшером, команды не поступило. И только в 12:15 после передачи по рации вызова, бригада отправилась к больному.
Таким образом, действия сотрудников ГССПМ повлекли за собой несвоевременное прибытие бригады скорой помощи к больному и «невозможности оказания ему экстренной помощи», вследствие чего привело к смерти больного.
По результатам проверки, прокуратура внесла представление главному врачу городской станции скорой медицинской помощи Леониду Тену об устранении нарушений прав граждан на охрану здоровья, а также направила в Следственный комитет материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Московским МСО СУ СК РФ по Рязанской области в марте 2015 года было возбуждено уголовное дело в отношении фельдшера станции скорой помощи уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека»).
Но ни результаты прокурорской проверки, ни возбуждение уголовного дела не заставило сотрудников скорой помощи и главного врача признать свою вину. В ответ на представление господин Тен приложил акт проверки контрольно-ревизионного отдела министерства здравоохранения Рязанской области от 17 марта, где указал следующее: «Выявлено, что 16 декабря в 11:31 поступил вызов пациенту с поводом «высокое давление». Фельдшером данный повод к вызову был расценен в неотложной форме оказания скорой медицинской помощи. При четвертом звонке по телефону 03 данный повод к вызову был назван фельдшером угрожающей форме жизни больного. В связи с чем, первоначальный повод к вызову был переквалифицирован в экстренный и в 12:15 фельдшером вызов по рации был передан выездной общепрофильной бригаде».
— Но вместе с тем, когда проводили проверку по данному факту, мной были опрошены фельдшера, принимающие и отправляющие вызовы, бригада скорой помощи, но никто из сотрудников мне не говорил, что данный вызов был переквалифицирован, — рассказала помощник прокурора. — Бригада, которая выезжала, пояснила, что ими вызов был принят в неотложной форме, то есть ни о какой «экстренности» речи не было.
Получается, только после четвертого звонка фельдшер соизволила сообщить свободной бригаде о вызове и, при этом, видимо, сразу же после звонка с сообщением о смерти мужчины, связалась с агентством, оказывающим ритуальные услуги. Цинизм этой истории поражает! Но, к сожалению, низкое качество работы скорой в Рязани закономерность, просто не все больные жалуются в правоохранительные органы. Год назад управление ГИБДД по Рязанской области сообщило о вопиющем случае: беременная девушка попала под колеса автомобиля. Водитель, тоже женщина, пыталась вызвать «скорую», но не смогла дозвониться! Женщина сама отвезла пострадавшую в больницу. Господин Тен, комментируя произошедшее, не придумал ничего лучше, как обвинить во всем водителя, которая «пыталась переложить вину на «скорую».
В марте в средства массовой информации просочился еще один скандал – сотрудница бригады скорой помощи раздает родственникам умерших визитки похоронной фирмы «Ритуальные традиции». Родственники обратились к сотрудникам скорой с разъяснением. По данным СМИ, владелец фирмы, кстати, бывший фельдшер «скорой», заявил, что она сделала это по собственной инициативе, но не смог объяснить, откуда у нее взялись эти визитки. Помимо прочего, по неподтвержденным данным, на рязанской станции скорой медицинской помощи, в учреждении создана система, в рамках которой за информацию о покойниках ритуальные агенты платят фиксированные суммы диспетчерам и бригадам. Обозначаются даже суммы - три тысячи рублей за «слив» информации об умершем больном. Данную информацию будут проверять сотрудники следственного комитета в связи с ведущимся расследованием. Сейчас же, как сообщил СМИ источник на ССМП, на городской станции скорой медицинской помощи в Рязани готовится принудительный сбор подписей в поддержку действующего главного врача Леонида Тена.
Вот так, вместо того, чтобы признать ошибку и сделать соответствующие выводы, чтобы впредь не страдали люди, городская станция скорой помощи держит глухую оборону, защищая своих сотрудников. Значит, новые нарушения не за горами…