.
Обсуждение вопроса грамотной организации семейных захоронений в областном центре обсуждают уже около года. Изначально с такой инициативой вышла мэрия города. Чиновники разработали законопроект, разрешающий жителям Самары безвозмездно резервировать участки на городских кладбищах площадью до 25 квадратных метров. Авторы идеи отмечали, что данное нововведение позволит узаконить стихийный процесс образования на общественных кладбищах семейных захоронений, производимый за плату.
В сентябре 2014 года законопроект представили депутатам Самарской губернской думы. Парламентарии одобрили общую концепцию инициативы, но отправили ее на доработку. В результате идея мэрии Самары претерпела значительные изменения. Во вторник, 28 апреля, Самарская губернская дума приняла законопроект в первом чтении.
Документ определяет понятие семейных родовых захоронений и порядок их организации на территории Самарской области. Чтобы создать родовой погост житель региона должен подать в органы местного самоуправления заявление о предоставлении участка на кладбище, получить разрешение и внести соответствующую плату. Причем заявители должны будут перечислять ее ежегодно. «Плата вносится ежегодно в размере не более половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, по состоянию на 1 января года, в котором вносится плата, за один свободный участок, предоставляемый для погребения умершего», – говорится в документе.
Согласно законопроекту, на одном семейном захоронении могут быть погребены заявители, их супруги, близкие родственники (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки, внуки, правнуки, братья и сестры, имеющие общих отца, мать, а также усыновленные и усыновители), супруги близких родственников. Однако законодатели выдвигают несколько требований. Первое касается площади семейных захоронений. Она не должна превышать одной трети общей площади кладбища. Второе требование относится к городам, численность населения которых превышает 200 тысяч человек. В их границах семейные захоронения можно создавать только на новых кладбищах, то есть тех, что будут организованы после вступления законопроекта в силу. Это означает, что на ныне действующих в Самаре зонах погребения усопших законных родовых погостов не будет.
Впрочем, судя по высказываниям областных парламентариев, данная версия законопроекта – не окончательная. «Мы принимаем документ в первом чтении. Однако он нуждается в доработке, в связи с чем будет организовано детальное обсуждение его положений. Основанием для этого служат разногласия по данному вопросу среди депутатов», – заявил на заседании депутат, председатель комитета по местному самоуправлению Самарской губернской думы Вячеслав Малеев.
Стоит отметить, что претензии к формулировкам законопроекта имеет и прокуратура Самарской области. В целом же ведомство поддержало инициативу. «В соответствии с федеральным законом о погребении каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления и предоставление бесплатно участка для захоронения, – говорится в заключении надзорного органа. При этом органы местного самоуправления должны устанавливать размер участка для погребения таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке умершего супруга или близкого родственника, – говорится в заключении облпрокуратуры. – Установленное в законопроекте взимание платы за сохранение участка земли за лицами, которые могут быть погребены на одном семейном захоронении, не противоречит положениям федерального законодательства. Однако сроки внесения данной платы необходимо уточнить».
Эксперты сферы ритуальных услуг акцентируют внимание на довольно скромных земельных возможностях властей для осуществления захоронений. «Понятно, что для семейных захоронений места на действующих кладбищах не хватит. Однако сейчас активно обсуждается открытие так называемых «частных кладбищ». Однозначно есть и землевладельцы, которые ждут принятие соответствующего законодательства для открытия нового бизнеса. К тому же властям Самары нужно бы снова задуматься о строительстве крематория. Ведь колумбарии для захоронения урн с прахом усопших занимают гораздо меньше места, чем кладбища», – отмечает исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев России Елена Андреева.