После смерти мужей, они теряют свою личность, их отвергает общество, они обречены просить милостыню и носить траур вдов до конца своих дней. Но раз в году фестиваль Холи возвращает их к жизни
Облако красной, голубой, фиолетовой пыли поднимается в небо. Все вокруг погружается в краски. Когда пыль оседает, появляются силуэты сотен женщин. Они поют песни под ритмы ситара, аккордеона и таблы или танцуют, поднимая руки и покачивая бедрами. Они плачут и обнимаются с прохожими. Все они – вдовы. С тех пор, как они остались без мужей, общество отвергло их – в Индии быть вдовой – это значит быть изгоем.
По подсчетам организации по защите прав пожилых людей HelpAge, в Индии проживает около 22 миллионов вдов. Тысячи из них живут в священных городах Вриндаван, Харидвар и Варанаси. Здесь женщины должны отчистить свою карму. Забытые всеми он влачат жалкое существование. «Без приукрас, в целом, условия их жизни в Индии ужасны,– рассказывает директор HelpAge Мэтью Чериан,– их ситуация показывает уровень половой дискриминации в стране (особенно одиноких женщин). В патриархальном обществе, когда ты теряешь своего мужа, ты теряешь свою личность, ты – ничто».
Многие в Индии считают, что вдовы лишены удачи. Люди верят, что даже тень вдовы приносит проклятье. Им запрещено появляться на праздниках. Они должны жить в скорби и носить только белые (траурный цвет) сари. Им запрещены украшения, серьги и браслеты, они не имеют права отращивать волосы и надевать обувь.
Каждая из них, без исключений, прошла тяжелое время страданий. «Я больше не плачу, потому что у меня не осталось слез»– говорит Локи Мукерджи. Но на один день она может забыть о своей судьбе. Очень особенный день: Холи – ежегодное индуистское празднование прихода весны и победы добра над злом. В основе этого фестиваля лежит история Кришны. По традиции ежегодно в последние дни марта индийцы раскрашивают своих любимых в разные цвета, используя цветную пыль.
В дни этого фестиваля улицы переполняются людьми, которые бросают друг в друга разноцветные краски. И впервые за долгое время в этом фестивале разрешили участвовать вдовам.
В Вридване, городе вдов, расположенном южнее Нью Дели (столицы Индии) живет более 57000 человек. В этом застывшем в своем облике городе по поверьям индуистов провел свое детство бог Кришна. Его последователи возвели в Нью Дели тысячи храмов, создавая один из самых густо застроенных городов в мире. А в промежутках между храмами и домами, на маленьких продуваемых улочках, бродят коровы и обезьяны. Именно в нем вдовы спасаются от своей тяжелой судьбы, посвящая свою жизнь служению Кришне.
По подсчетам ООН 15000 вдов Вридвана находятся за чертой бедности. Государство предоставляет им пенсию в 500 рупий (7 евро) в месяц.
Священный город – одна из столиц фестиваля Холи.
«Вдовы хотели снова праздновать Холи. Для них это было, как доказательство жизни,– рассказывает Биндешвар Патак, основатель SI по защите прав отверженных. Его НПО никогда раньше не занимался вдовами,– однако, когда я увидел, в каких условиях живут эти женщины, утратившие свое достоинство, мне пришлось что-то сделать. С другой стороны, они тоже отверженные». И в 2012 году высший суд постановил, что SI могут заботиться о вдовах города.
Все это явилось ответом на доклад National Legal Services Authority, в котором говорилось, что вдовы в Индии выживают благодаря милостыне и тому, что они берутся за любую работу. При этом они живут в недостатке простого медицинского обеспечения и в ужасных жилищных условиях. После смерти, их тела проходят через последний позор: вместо кремации, их тела разрубают на куски и бросают в мешках в реку.
«Празднование Холи позволило нам снова почувствовать себя живыми. Когда я потеряла своего мужа 40 лет назад, мне пришлось отказаться от всех удовольствий жизни. Играть с красками на фестивале – это единственное, что доставляет мне удовольствие»– рассказывает Ману Гош, сейчас ей 84 года, а в 10 лет ее семья выдала ее замуж за мужчину на 15 лет старше ее. Но она оправдывает своих родителей: «Мы жили в более трудные времена. В семье было 11 детей и мы были очень бедны». После смерти мужа у нее осталось 3 ребенка, которых она потеряла одного за другим – улыбка исчезает с ее лица, когда она вспоминает об этом: «Я не могла прокормить их, а когда они заболели, я не могла ничего с этим поделать. Мне кажется, они умерли от бедности»– говорит Ману сквозь слезы.
После всех невзгод в ее жизни она переправилась в Вриндван, где просила милостыню. Но ее жизнь изменилась, когда она пришла в Ашрам: «Здесь нам дают 28 евро в месяц, к нам приходит доктор, есть скорая помощь, и мы живем неплохо»– рассказывает Ману. Как утверждает ряд экспертов, история Гош не необычна: вдовы имеют право на собственность их покойных мужей, поэтому некоторые дети предпочитают избавиться от них, чтобы оставить дом себе.
Ашрам, в котором они живут, называется «Сумасшедшая баба». В него приходят женщины, которые хотят научиться что-то делать: работать на швейной машинке, делать палочки с благовониями, научиться писать. Приходят женщины всех возрастов, однако больше всего пожилых. Одной из них, Лалита Даси уже 110 лет. Хотя она так же, как все ходит в магазин за овощами и готовит на кухне. Она такая маленькая, такая худая, что кажется, что может раствориться в воздухе. Как и всем, ежедневно ей рисуют сандаловой пылью большой алмаз на носу и букву V на лбу – символ Кришны.
Самые часто повторяемая жалоба в «Сумасшедшей бабе»: с приходом сезона дождей заливает комнаты. Но, тем не менее, женщины знают, что лучше жить в таких условиях, чем бродить по улицам.
Раме Бхай 65 лет, она живет на улице, ходит босая, а ее одежда так стара и изорвана, что без сочувствия на нее не взглянешь. «Когда-нибудь я умру, и никто не поднимет мое тело»– говорит она дребезжащим голосом. После смерти ее мужа в ее дом начали приходить злые слухи: «Я стала обузой. Однажды меня посадили в машину и потом бросили тут. Я забыла, что такое счастье. Я ничего не жду от жизни, она почти закончилась. Единственное, я жду смерти, которая избавит меня от страданий».
Поэтому вдовы ашрама «Сумасшедшая баба» знают, что им повезло, и Холи – праздник, который они могут себе позволить. После готовки и религиозных песен они должны собрать огромное количество роз, которые впоследствии будут использованы в праздновании. Под музыку начинается игра. Они берут в руки цветную пыль и рисуют на щеках и лбу ближайшего друга. «Радхи, Радхи, это Холи» – смеются они.
Затем стеснение уходит и краски начинают летать из стороны в сторону. Белые сари окрашиваются в розовый, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Все веселятся. Лепестки роз разбросаны по всему двору. Две женщины обнимаются и, громко смеясь, начинают вращаться в танце, к ним присоединяются еще и еще. Старшие ютятся по углам, но все равно не хотят пропустить это действо: продолжают увлеченно наблюдать за танцующими. Сари становятся совершенно разноцветными. Хотя бы сегодня они могут почувствовать себя живыми.