В 1980-х годах новосибирские учёные по просьбе военных создали лекарство для лечения открытых ран, в которые попадала инфекция. Препарат назывался имозимаза, он хорошо показал себя во время войны в Афганистане, однако был неустойчив, сложен в применении и неудобен для хранения. Он применяется до сих пор, но зарегистрирован как ветеринарный препарат.
В 2000-х годах учёные вернулись к проекту и доработали лекарство, создав на основе имозимазы препарат тромбовазим.
По утверждению председателя совета директоров биотехнопарка Кольцово Андрея Бекерева, тромбовазим — это единственный оригинальный препарат, изготовленный на территории Новосибирской области, хотя есть много дженериков. Тромбовазим прошёл все клинические испытания. Он уже запущен в промышленное производство в форме таблеток и инъекций.
5-7
лет — средний срок исследований для разработки одного лекарства
Тромбовазим применяется для лечения сосудистых заболеваний, в том числе инфаркта миокарда, — это единственное вещество, которое физически устраняет тромбы в сосудах. Аналогов этому лекарству не существует, так как похожие препараты — детралекс, плавикс, флебодиа-600 — не могут напрямую воздействовать на тромб.
По словам Бекерева, также существуют так называемые активаторы плазминогена — они запускают внутри человека механизмы, которые разрушают тромбы. Фактически этот механизм сродни гемофилии — несворачиваемости крови.
«У таких лекарств есть масса побочных эффектов — инфаркты, инсульты, кровотечения и, как следствие, высокая смертность.
220Врачи говорили — мы не видим, как это лекарство работает. Вылечился пациент и пошёл. Обычно при введении лекарства человека трясёт, бросает в жар, ему плохо — значит лекарство действует. А тут — никаких побочных эффектов
Есть в сознании врачей стереотип — лекарство должно что-то лечить, а что-то калечить. Если нет побочных эффектов, то оно вроде и не действует, а наш препарат побочных эффектов не имеет», — пояснил Бекерев.
Он заметил, что лекарство стало возможным благодаря исследованиям, которые два института ведут на протяжении последних 30-40 лет. В их основе — полимеризация белков под воздействием ионизирующего излучения, иначе говоря, «сшивка белков».
Дженерик — лекарство, идентичное по формуле запатентованному препарату, но продающееся под другим названием
«Для большинства препаратов, которые сейчас разрабатываются, ситуация одинакова — при испытаниях в пробирке всё прекрасно, но в организм вещество доставить нельзя, так как оно не принимается иммунной системой, и препарат просто забрасывают. Так что самый последний этап — доставка лекарства в живой организм — на самом деле очень важен. Наша разработка решила эту проблему», — сообщил Бекерев.
Благодаря «пришиванию» полимеров к молекулам лекарств эти препараты можно доставить в кровь.
«Под воздействием ионизирующего излучения на полимере рвутся химические связи, и получается полимерная „шуба“ вокруг белков, некая „химера“. При этом свойства белков не меняются. Большинство белков чужеродны для организма, и при введении в кровь у человека возникает аллергия вплоть до анафилактического шока. Но путём „пришивки“ этих полимеров организм не видит чужеродные белки, никак на них не реагирует, и, так как свойства этих белков сохраняются, они выполняют свою функцию», — сказал Бекерев.
Он отметил, что новое вещество намного дешевле других препаратов. За его разработку учёные получили государственную премию Новосибирской области.