Место с дурной славой
Могильник с останками 253 человек был обнаружен специалистами отдела охранно-спасательной археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в феврале прошлого года. На участке, ограниченном Кронверкской и Сытнинской улице, планировалось новое строительство. Закон обязывал застройщика перед началом работ провести археологические исследования.
В начале XVIII века это место называли Козье болото. Такое определение давали многим окраинным, нежилым районам в русских городах. Свое Козье болото было в Москве, Киеве, Пензе. Однако петербургское Козье болото было еще известно тем, что здесь проводили публичные казни. Место постепенно застраивалось, однако от дурной славы не избавилось, так как в основном здесь появлялись трущобы. Значительно позже на Сытненской была построена лютеранская церковь, которая в годы блокады была разобрана на дрова. Учитывая такое прошлое, у археологов были все шансы найти на этом участке исторические материалы для дальнейшего изучения.
Однако результаты превзошли все ожидания: во время раскопок было найдено захоронение. На тот момент исследователи могли лишь обозначить период, к которому относятся останки. Для того чтобы выяснить, кем были эти люди и почему они оказались в общей могиле, потребовалось провести подробное исследование, итоги которого были подведены в рамках Ученого совета института.
Первые строители города
Антропологические исследования помогли установить, что все останки принадлежат первым строителям Санкт-Петербурга. По словам заместителя директора ИИКМ РАН Натальи Соловьевой, удалось восстановить телосложение людей, что и дало точное представление об их профессии.
«У них был особенно развит плечевой пояс. Это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не махали оружием. Поскольку Санкт-Петербург изначально застраивался деревянными зданиями, с большой долей уверенности можно сказать, что люди, которые обрабатывали дерево, были именно строителями», - пояснила она.
Подобные останки уже находили на территории Санкт-Петербурга. В основном это были представители таких народов, как карелы и ижоры. Сенсационным в новых раскопках стало то, что, как оказалось, в строительстве города участвовали крестьяне из европейской части России и Поволжья.
Как пояснил археолог Владимир Лапшин, научные методики позволили установить, где изначально проживал человек, так как каждый народ и житель каждого региона обладает своими антропологическими особенностями.
«Изучив останки, можно констатировать, что это были мужчины, которые приехали на строительство города из европейской части России, оставив свои семьи дома», - рассказал он.
Кроме того, у ученых есть основания полагать, что в строительстве Северной столицы принимали участия выходцы из Сибири. В могильники была обнаружена обувь из оленей кожи своеобразной формы. Ранее подобную обувь находили в районе первого русского заполярного города Мангазея.
Выяснилось также, что среди первых строителей Санкт-Петербурга были преимущественно молодые люди, не достигшие 20 лет, или мужчины старше 40. Отсутствие людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет объясняется тем, что крестьяне не были заинтересованы в таких работах и старались уклониться от них. В итоге они посылали либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения.
Во время раскопок были обнаружены личные вещи — нательные крестики, обувь, предметы быта. Все эти находки, по мнению Лапшина, открывают провинциально-бытовую историю ремесленных, рабочих слобод Санкт-Петербурга, почти не исследованную ранее.
«Массовое захоронение на Сытнинской улице, найденное в 2014 году, является захоронением строителей Петербурга, среди которых - мужчины из разных областей России, крестьяне, привыкшие к тяжелому физическому труду», - заключил он.
Ученые полагают, что во время строительства Санкт-Петербурга возникла эпидемия. Это объясняет то, что сразу более 200 человек были захоронены в одной могиле. Отсутствие гробов (тела были завернуты в рогожу) подтверждает - эти люди были бедными и в городе у них не было родственников, которые могли бы позаботиться о похоронах.
«На Сытнинской найдено только два индивидуальных захоронения в гробах. Вероятней всего, у этих людей были близкие, которые могли их похоронить. Остальные оставили свои семьи в других регионах», - заключил Лапшин.
Будущие находки
Как отмечают ученые, в Санкт-Петербурге еще много плохо изученных мест. Например, археологи хотели бы обследовать Меншиков бастион, под которым сохранилась насыпь петровских времен, которая также может хранить немало тайн. Такие работы требуют серьезных затрат, и пока средств на это нет.
В настоящее время специалистами отдела охранно-спасательной археологии ИИМК РАН ведется разведка по 14 адресам в исторической части города.