Во вторник, 22 апреля, в немецком городе Люнебург (земля Нижняя Саксония) предстанет перед судом 93-летний Оскар Гренинг. Он обвиняется в причастности к убийству более 300 тысяч человек в концентрационном лагере Освенцим (Аушвиц). Бывший член СС и сотрудник администрации одного из самых страшных лагерей смерти в истории Второй мировой войны, Гренинг признал, что по прибытии в Освенцим в 1942 г. знал об убийствах евреев в газовых камерах. "Я прошу о прощении. Решение по вопросу уголовной ответственности должны выносить вы", - сказал он.
"Для меня не вызывает сомнений тот факт, что я с моральной точки зрения являюсь соучастником", - сказал подозреваемый еще до начала судебных слушаний. Гренинг признает факт своего присутствия в концлагере, но отрицает, что принимал участие в пытках и казнях евреев. Он рассказал, что только "помогал собирать и подсчитывать деньги" и личные вещи жертв нацистов, прибывающих в Освенцим.
В зале, где проходит судебное заседание, Гренинг демонстративно сидел со спокойным выражением на лице, скрестив руки, перед 70 пострадавшими от холокоста и родственниками сожженных нацистами в лагере. Выжившие в Освенциме и родные убитых посетили пресс-конференцию, на которой говорили о своей боли, гордости и долге перед жертвами геноцида.
"Я потеряла 49 членов своей семьи во время холокоста", - сообщила 89-летняя Ева Пюцтей-Фахиди из Будапешта. - Он, должно быть, был там, на перроне, наблюдая их страдания. Теперь я хочу посмотреть ему в глаза и увидеть, как он признает свою вину. Холокост был сотворен из таких маленьких людей, как он, маленькие винтики в машине... Отрицатели холокоста всегда могут сказать, что старая еврейская женщина немного врет. Но они не смогут отрицать слова одного эсэсовца, который признает, что он был там".
Из Торонто вместе с дочерью приехала 87-летняя Хеди Бом. Она потеряла многих из своей семьи, в том числе отца и его сестру с маленьким ребенком. "Я очень благодарна, что получила возможность приехать сюда и дать показания, - сказала она. - Я не помню, видела ли я его. Но он был там. И не может быть срока давности для людей, которые служили в таком месте". Хеди по прибытии в концлагерь было 16 лет.
Румынка, а ныне гражданка США, 81-летняя Ева Кор, потерявшая в печах концлагеря родителей и двух братьев и сестру, призналась: "Для меня он убийца, потому что он был частью системы массового убийства. Это наш последний шанс, чтобы получить информацию об Освенциме от одного из преступников".
По данным прокуратуры Ганновера, подозреваемый Гренинг добровольно поступил на службу в ряды "Ваффен-СС". В 1944 г. в Освенциме он занимался тем, что забирал у прибывавших в концлагерь заключенных их багаж. Найденные у узников деньги он подсчитывал и направлял в Главное административно-хозяйственное управление СС в Берлине, иногда лично доставляя награбленное в столицу Третьего рейха. Именно поэтому журналисты прозвали его "бухгалтером Освенцима".
Ему было известно, что большинство из новых узников признаны нацистами нетрудоспособными и подлежали уничтожению в газовых камерах. Своей работой подозреваемый оказывал пособничество в убийстве, считают в прокуратуре. Несмотря на то что Гренинг служил в Освенциме около двух лет, обвинения ему ограничиваются периодом с 16 мая по 11 июля 1944 года.
По иронии судьбы, бывший нацист живет в полном комфорте рядом с Люнебургом - местом, где его босс - шеф СС Генрих Гиммлер - похоронен в безымянной могиле после самоубийства. Он женат, имел двоих детей, работал бухгалтером на стекольном заводе после освобождения из лагеря для военнопленных в Великобритании.
В одном из интервью обвиняемый рассказывал, что Освенцим снится ему в кошмарных снах каждую ночь. Он помнит, как у жертв собирали драгоценности, деньги, пересчитывали их. Что многие евреи знали, что их привезли в лагерь смерти.
"Один раз пьяный эсэсовец обнаружил плачущего ребенка на платформе. Он схватил его за ногу и разбил голову о стенку грузовика. Моя кровь застыла, когда я увидел это. Я пошел к моему руководству и сделал заявление о переводе на фронт, в любое место. Но мне отказали. Спустя годы я слышу крики мертвых в моих снах. Я никогда не буду свободным от них", - рассказал Гренинг.
В конце концов "бухгалтера" отправили в бельгийские Арденны, где он служил до того, как попал в плен. Про Освенцим он еще скажет журналистам: "Я никогда потом не был там из-за моего стыда. Эта вина никогда не оставит меня. Я могу просить только о прощении и молиться за искупление".
Гренинг напомнил, что он сам открыл правду о своем страшном прошлом, и случилось это еще в 1985 году. Он писал в мемуарах о концлагере и раздавал интервью, снялся в документальном фильме BBC. В своих словах, обращенных к судьям, обвиняемый сказал, что ждет оправдательного приговора.
Приехавшая из Торонто 61-летняя Джудит Кальман говорит, что на суде будет представлять свою погибшую сестру, которая попала в газовую камеру по прибытии в Освенцим в тот день, когда дежурил Гренинг.
"Она никогда не вырастет. Она навсегда осталась шестилетним ребенком. Талантливая, симпатичная маленькая девочка, которая умела читать. Тень лежит на всей моей семье, на всей моей жизни. Она была отравлена газом на 75-й день после ее шестого дня рождения 3 июня 1944-го. Что было бы с этим талантливым, одаренным ребенком? Я не чувствую ненависти, когда думаю о Гренинге. Я верю ему, когда он говорит, что он никогда не убивал евреев. Он не уверен в своей вине. Он хочет иметь душевное спокойствие, чтобы оправдать себя, но он знает, что не может быть никакого оправдания".
По словам адвоката Томаса Вальтера, который представляет интересы 31 потерпевшего, в адрес этих людей приходят угрозы со стороны сторонников ультраправых идей в Германии.
Последний громкий процесс по делу о фашистских концлагерях смерти состоялся над бывшим гражданином США и СССР украинского происхождения Иваном Демьянюком, который был членом СС и служил охранником в концлагере Собибор. Он был признан виновным в пособничестве убийству в 27900 случаях и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Центр по раскрытию преступлений нацистов в немецком Людвигсбурге признал, что, опираясь на прецедент Демьянюка, одного доказанного факта несения службы в администрации концлагеря достаточно для того, чтобы признать человека виновным в причастности массовым убийствам.