Убогое состояние наши кладбища переживают, увы, почти повсюду в стране – их почему-то не считают частью судьбы городов и сел, культурным наследием. Но посудите сами: разве некрополи древней Казани не являются ее историческим достоянием?
ДРЕВО ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Многие казанцы считают самым старым кладбищем города Арское. Однако это не так. Оно, разумеется, старейшее, но – лишь среди сохранившихся мест захоронения. Возникает вопрос: какие же из них не дошли до наших дней?
Древнейшее – кладбище булгарской знати, располагавшееся на территории казанского Ново-Иерусалимского(Воскресенского) монастыря, который нередко называют – по привычке, существовавшей до революции, – Архиерейской дачей. Ныне в здании монастыря на Оренбургском тракте расположен Татарский НИИ сельского хозяйства.
По мнению специалистов, данное кладбище относится к XIII–XIV векам. Здесь были похоронены эмир и бек, очевидно, один из правителей ханства, Хасан-бек, сын Мир-Махмуда, и некая знатная женщина Алтын-Берте(Золотая Крупица), умершая в 1297 году. Эпитафия на ее каберташе (надмогильном камне) является древнейшей надписью, найденной на территории Казани. В настоящее время эти надгробия хранятся в Национальном музее Татарстана.
Кстати, в парке на территории Ново-Иерусалимского монастыря растет самая старая сосна в столице, посаженная в год приезда Екатерины Великой – в 1767 году. Дерево это в три обхвата и высотой в 30 метров! Чего только не видала она за свои почти две с половиной сотни лет!
ХАНСКИЕ, АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ…
К более позднему периоду Казанского ханства относится самое старое христианское кладбище Казани – армянское. Оно находилось на выступе Третьей горы (ныне улица Калинина), неподалеку от колонии армянских ремесленников и купцов, постоянно живших в городе. Кладбище случайно обнаружили в конце XIX века – четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским шрифтом. До нашего времени сохранилось лишь одно.
По многим письменным источникам известно, что в Кремле рядом с ним находились богато украшенные ханские мавзолеи. Мусульманских кладбищ было несколько, но позднее об их месторасположении забыли. На остатки одного из них случайно натолкнулись в 1778 году при сооружении фундамента для Гостиного двора на нынешнем углу улиц Кремлевской и Чернышевского. Был найден каберташ, датированный 1530 годом, украшенный рельефным орнаментом (ныне хранится в мечети Марджани). А в 1962–1963 годах при строительстве здесь жилого дома были вскрыты другие мусульманские погребения XV–XVI веков.
Более позднее мусульманское кладбище, относящееся к XVII–XVIII векам, находилось в Старой Татарской слободе – в районе застройки на улице Московской, между улицами Камала и Парижской Коммуны.
Во второй половине XVI века в Казани и ее окрестностях появляется несколько монастырей с погостами – Спасо-Преображенский (в Кремле), Зилантов, Богородицкий. Аристократическим считался первый из них – в монастырском соборе хранились мощи позднее канонизированного первого настоятеля – архимандрита Варсонофия, а на кладбище похоронены митрополит Ефрем, иерусалимский архиепископ Епифаний, андрусский епископ Арсений, князь Багратион-Давыдов (умер в 1740 году)… К сожалению, монастырь вместе с кладбищем уничтожен в конце двадцатых годов.
- Некрополи – это нить, которая связывает нас с прошлым. Нам ничего не мешает сделать, к примеру, Арское кладбище туристическим объектом, как это принято во многих европейских городах. Но для этого как минимум необходимо произвести перепись старых архивов, вести реестр захоронений и обеспечить полную сохранность исторической части кладбища
Та же участь постигла и некрополь Зилантовой обители. Между тем здесь было немало семейных захоронений купцов-предпринимателей Алафузовых, Александровых, Тихомирновых, флотоводцев маркизов-де Траверсе. Тут же упокоилась известная казанская благотворительница, всеми забытая и умершая в нищете в 1927 году Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс.
Из всех уникальных надгробий, находившихся в Зилантовом монастыре, уцелел лишь один деревянный резной крест конца XVIII века, перенесенный в Национальный музей.
СКЛОНЯЛ КОЛЕНО ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Обилием ценных исторических захоронений, высоким художественным уровнем надгробных памятников отличалось кладбище Кизического монастыря, основанного в XVII веке. По мнению известного архитектора и историка Владимира Чумакова, оно напоминало кладбище Донского монастыря в Москве.
Здесь нашел свой последний приют убитый пугачевцами 98-летний Мефодий Кудрявцев, «птенец гнезда Петрова», бывший казанский вице-губернатор. Здесь же погребен первый русский поэт-романтик Гавриил Каменев. Однако сохранились лишь развалины могилы деда Льва Толстого – казанского губернатора Ильи Андреевича Толстого. Будущий писатель знал своего деда, почитал его память, будучи студентом императорского университета, посещал его могилу.
Окончательное уничтожение кладбища Кизического монастыря произошло в 1960-е годы. Хотя оно было давно заброшено, кое-где еще сохранялись старинные памятники. Но и они исчезли, когда началось сооружение Дворца химиков.
Когда-то существовала мудрая святая традиция, запрещавшая застраивать кладбищенские места. К сожалению, после революции она исчезла…
Наконец, в Казани существовало старообрядческое Прилуцкое кладбище поморского согласия. Место, где оно находилось, старожилы называют стекольным заводом, ныне оно в трехстах метрах к западу от железнодорожного вокзала. На Прилуцком кладбище были похоронены известные своей благотворительностью купец Савинов и его дочь. Савинов спас, выкупив из крепостной неволи, крестьян села Кулаева – его владелец славился на всю губернию своей жестокостью и самодурством.
ЗАРЫТАЯ СОВЕСТЬ
А вот Михаило-Архангельское кладбище – сравнительно новое. Это единственное место, официально признанное государством как территория массовых расстрелов репрессированных. Там с 1918 по 1953 год было уничтожено не менее пяти тысяч человек. Сохранились даже ориентиры расстрельных рвов.
А теперь – об Арском кладбище. Впервые о нем упоминается в 1766 году. Первые известные захоронения состоялись здесь в июле 1774 года, когда земле были преданы тела погибших при штурме Казани армией Емельяна Пугачева. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий – лютеран, католиков, старообрядцев разного толка и иудеев, а также воинских захоронений. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь. Здесь похоронено не менее трехсот тысяч человек.
Арское кладбище знаменито еще и тем, что здесь находится церковь Ярославских чудотворцев – единственная в Казани, которая не закрывалась в годы советской власти. На протяжении своего существования (более двух веков) служба в ней не прекращалась ни на день. Это поистине святое место и ныне притягивает внимание не только верующих, но и паломников, и туристов.
У Арского кладбища богатая история. Здесь находятся древние дворянские склепы, могилы выдающихся ученых Лобачевского, Арбузова, Петрушевского, адмирала Геллера и знаменитого авиаконструктора Петлякова, легендарного летчика Девятаева и сына Сталина Василия Джугашвили.
Могила сына Сталина – особая история. Будучи похороненным в Казани, на воинской аллее Арского кладбища, Василий Джугашвили долго не давал покоя грузинской диаспоре, требующий у властей его перезахоронения на грузинской земле. Было несколько попыток тайно выкрасть останки Василия Джугашвили, однако ни одна из них не увенчалась успехом. В конце концов власти Казани пошли на компромисс: они дали разрешение на вывоз останков сына Сталина в Москву, где его и перезахоронили. Однако могила так и осталась на прежнем месте, только теперь на памятнике появилась надпись о перезахоронении.
Самое же древнее захоронение, которое имеется ныне на Арском кладбище, относится к 1820 году. Это могила городского головы Осипа Петрова. «Здесь лежат как минимум пятнадцать глав нашего города, но, к сожалению, мы не можем найти их могил, в том числе могилу Сергея Дьяченко, который был городским головой на протяжении семи лет», – рассказывает Анатолий Елдашев.
В ходе экскурсии краевед показал на места захоронения легендарных людей. Среди них, например, могила генерал-майора Дмитрия Булыгина, возглавлявшего Казанское и Вятское ополчение во время войны 1812 года. А вот места захоронений Карла Фукса и его жены Александры Андреевны, известного общественного деятеля Александра Боратынского… Только вот, увы, его могила находится в крайне неприглядном состоянии.
имеем, да не храним
Что оставим потомкам?
Немалую историческую ценность представляет военная зона Арского кладбища. Здесь, в частности, похоронен военный летчик, герой Первой мировой войны Онисим Панкратов, совершивший первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде в 1911–1913 годах. Онисим погиб в 1915 году под Двинском. Его тело привезли в Казань, он был отпет в Крестовоздвиженской церкви Казанского университета и похоронен на Арском кладбище. К сожалению, место его захоронения неизвестно. Однако краеведы предлагают сделать табличку или указатель о том, что герой похоронен именно на Арском Поле.
Не менее интересны судьбы летчиков-испытателей, погибших в испытательном полете под Канашом в 1941 году и похороненных на Арском кладбище. По рассказам специалиста, летчики Шевченко, Шарипов и Лапко не смогли покинуть горящий самолет, а у венгерского летчика-испытателя Людвига Немета, который прыгнул с бомбардировщика последним, на высоте 600 метров загорелся парашют.
В старообрядческой части Арского кладбища расположены уникальные часовни. К сожалению, находятся они в удручающем состоянии. Здесь насчитывается около двух-трех десятков захоронений известных людей – купцов, духовных отцов. Могилы хаотично разбросаны, часть находится прямо в оврагах. А ведь здесь покоятся купцы-меценаты Шамов, Романов, Журавлев…
Рядом видна гранитная плита – предположительно часть склепа, находящегося под грудой мусора. Определить, кому из усопших принадлежит плита, сложно: чтобы поднять ее, необходима специальная техника. Мусора на кладбище скопилось немало, и здесь, и по всей округе необходима генеральная уборка. Одно только предприятие «Ритуал» с подобным объемом работы не справится. Нужна помощь благотворителей, волонтеров, студенчества.