"Вести ФМ": Людмила, что говорят в Польше? Готовы ли совершить такой обмен?
Львова: Если верить информации из печати, МИД Польши обещал сегодня прокомментировать сообщение Министерства культуры Российской Федерации. Но в телефонном разговоре пресс-секретарь МИД Мартин Войчеховски отослал меня в Министерство культуры, назвав обсуждаемый вопрос тематикой именно этого министерства. Если чиновники, так сказать, открестились от всего, то в польской прессе сегодня - сразу несколько публикаций на тему встречи посла Польши и предложения министра культуры России. Каков их тон, говорят сами названия: "Российский шантаж памятниками", "Условия взаимности: Смоленск за красноармейцев".
Пояснения - в следующем заголовке: "Россия предлагает Польше условия взаимности. Памятник в Смоленске - так, но взамен - памятник красноармейцам в Кракове". Напомню, Российское военно-историческое общество не так давно обратилось в польской стороне с предложением воздвигнуть на территории Польши памятник красноармейцам, замученным в польских концлагерях во время советско-польской войны в 1919-1920 годах. Общество организовало сбор средств на создание памятника и предложило его установить в Кракове, на Раковицком кладбище, где в общих могилах похоронена тысяча красноармейцев. В ответ на эту инициативу польские политики заявили, что не хотят слышать о таком памятнике. При этом доводы россиян о том, что польский памятник есть под Смоленском и было бы неплохо установить российский памятник в Кракове как символ примирения, были приняты буквально в штыки. Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына вообще назвал инициативу Российского общества провокацией, которая направлена на разделение поляков.
Кстати, эту фразу сегодня вновь повторила газета Wyborcza. И ещё одна цитата из сегодняшней газеты: "Мэр Кракова Яцек Майхровски заявил тогда ещё, что Раковицкое кладбище - не лучшее место для подобных инициатив". А в местных СМИ появились и комментарии мэра Кракова относительно самой идеи памятника: "Мы имеем дело с захватчикам и не видим никаких оснований устанавливать им памятники. Мы не поклоняемся памятникам захватчикам из вермахта, не будем поклоняться и памятникам большевистским захватчикам".