RSS Распечатать

Новосибирские археологи будут искать древние захоронения с неба

Беспилотный аппарат опробовали в прошлом году на раскопках в Венгеровском районе. В этом сезоне планируется применять его чаще.

Беспилотный аппарат опробовали в прошлом году на раскопках в Венгеровском районе. В этом сезоне планируется применять его чаще.

Как сообщает «Наука в Сибири», на днях прошло совещание, посвященное изучению опыта применения беспилотного аппарата.

В прошлом году сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А. Трофимука СО РАН провели первые испытания беспилотного летательного аппарата. В качестве испытательного образца был выбран отечественный восьмивинтовый аппарат «АПК 2.1». Среди его достоинств – электродвигатели и компактность: в собранном виде винтокрыл помещается в походный рюкзак. Для полевых испытаний беспилотник снабдили прочным шасси, напоминающим вертолетные лыжи, и подвесом для датчиков. Первые полеты винтокрыл совершил на институтской площадке, а затем присоединился к археологической экспедиции под руководством академика Вячеслава Молодина.

Измерения проводились на двух точках в Новосибирской области: на одиночном захоронении вблизи районного центра Венгерово и на могильном комплексе «Таратас -1». Первые же полеты принесли научные сенсации.

Как рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории естственных геофизических полей ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Петр Дядьков, на первом кургане были обнаружены сильные магнитные аномалии. Что это – остатки древнего городищи или природное явление – предстоит выяснить уже с помощью традиционных методов археологии.

Таким образом, с помощью беспилотного летательного аппарата можно находить места древних захоронений и остатки строений.

Между тем, первые полеты выявили и недостатки методики. Так высота полета часто изменялась – как в заданном режиме, так и сама по себе. Эти перепады давали различия в показаниях приборов. Кроме того, когда под беспилотник подвесили два датчика на одном тросе, то его стало слишком сильно раскачивать.

В планах ученых «научить» аппарат летать не только по линейным маршрутам, но и по сложным траекториям.

Также программистам и математикам предстоит написать программу, которая позволила бы создавать из данных магнитных излучений достоверную карту подземных аномалий.

Стремление поднять приборы в воздух объяснил директор ИНГГ СО РАН академик Михаил Эпов:

— У наземного метода есть очевидные недостатки. Во-первых, это очень медленная работа. Опору аппарата (например, треногу), на каждой точке измерения нужно фиксировать, раз за разом точно определять координаты съёмки.А таких точек на одном перспективном месте могут быть десятки и даже сотни: иначе нельзя выявить и чётко локализовать аномалию. Во-вторых, исследуемая поверхность может быть малопроходимой — заболоченной или вовсе покрыта водой, например, рекой, сменившей русло.

При этом ученый подчеркнул, что «воздушный метод геофизического сканирования, тоже имеет свои минусы: дороговизна летательных аппаратов, необходимость компетенций по управлению ими, а также те сложности, которые связаны с нестабильностью воздушных потоков».

При этом издание подчеркивает, что использование беспилотников открывает перед археологами новые перспективы работы. В одних ситуациях измерения лучше вести с земли, в других – с высоты. Комбинирование этих методов позволит совершать более точные замеры, что в конечном итоге даст толчок новым научным открытиям.


Источник

02.04.2015


 


Голубов

Для профессионалов похоронной отрасли

НИКА

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae