RSS Распечатать

За покойника идёт борьба без правил

Калужский уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает создать ассоциацию работников сферы ритуальных услуг.

Калужский уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает создать ассоциацию работников сферы ритуальных услуг.

Возможно, вас шокировало название статьи? И вы уже возмущены нарушением журналистской этики? Но не спешите с выводами. Именно в том, как сформулирован заголовок, та самая проблема, которая существует сегодня в региональной сфере ритуальных услуг.

У нас почему-то не принято обсуждать темы, связанные с оказанием услуг похоронными агентствами. И это понятно, ведь мы не хотим травмировать себя неприятными воспоминаниями или заглядывать в будущее, в котором есть перспектива испытать скорбь по умершим родным и близким. И, тем не менее, когда есть люди, которые наживаются на том, что в шоковом состоянии мы готовы на любые траты, надо быть начеку и осознавать, что тебя могут надуть. При этом материально страдает не только клиент, но и коллега того самого борзого ритуальщика, который, пренебрегая корпоративной этикой, действует по-хамски, вне понятий о честной конкуренции.

И вот наконец о теме заговорили! Но заговорили не клиенты, а представители сферы ритуальных услуг области. Они начали жаловаться уполномоченному по защите прав предпринимателей на недобросовестную конкуренцию своих коллег. Суммируя эти жалобы, Андрей Колпаков озвучил их на одном из совещаний. Вот как резюмировали это сотрудники аппарата уполномоченного в своём отчете: «Среди проблем, существующих в малом предпринимательстве региона, уполномоченный отметил рост жалоб предпринимателей, занимающихся ритуальными услугами, и предложил руководителю Калужского отделения «Опора России» Андрею Морозову рассмотреть вопрос о создании профессионального объединения предпринимателей - участников рынка в данной сфере бытового обслуживания населения».

Андрей Колпаков предложил сделать эту тему максимально публичной, ведь она касается каждого из нас. И если этот вопрос до сих пор ещё не коснулся вас, то рано или поздно с ним всё же придется столкнуться. Речь о похоронах. Как быть, что делать, если умер близкий человек и вы остались один на один с проблемой? И тут вдруг звонок в дверь квартиры или на ваш мобильный: «Мы готовы оказать вам все ритуальные услуги». Зачастую убитые горем люди, тотчас принимают «руку помощи», даже не спросив, а как узнали эти «добрые» люди о том, что у них только что умер родственник? Ведь дверь квартиры за специалистом, зафиксировавшим смерть, закрылась минуту назад.

- Предприниматели жалуются друг на друга,- рассказал нам Андрей Колпаков, - говорят, что коллеги мешают работать по-честному. Дело в том, что за 20 лет работы в этой сфере была выстроена система, при которой покупаются услуги специалистов, которые первыми узнают о смерти человека. И те тотчас «сливают» эту информацию в фирму по оказанию ритуальных услуг. Не бесплатно, конечно. Мне назвали даже суммы. В Калуге эксклюзивная информация о смерти может стоить 5000 рублей, а в районах области от 2 тысяч рублей. Смею утверждать, что 70 процентов сделок осуществляется таким образом.

Профессии тех, кто оповещает ритуальщиков, вы и сами прекрасно знаете, называть их в этом контексте только порочить честь порядочных специалистов, которые, безусловно, есть и в их сфере деятельности. Да-да, есть честные люди, которые категорически отказываются идти на сделки. И о них знает Андрей Колпаков не понаслышке:

- Я разговаривал с такими, они возмущены своими коллегами не меньше и считают, что это вредит репутации профессии да и просто мешает работать, - прокомментировал он.- Один из таких людей мне открыто заявил: «Я не хочу на них (на ритуальные службы. - Ред.) работать! А они все равно приходят и предлагают деньги. Ходят и ходят, несмотря на мой отказ».

Хорошо, этот человек оказался принципиальным, чего не скажешь о большинстве, кто берет и уведомляет. В итоге нечестной конкуренции в проигрыше оказываются те ритуальные фирмы, которые не подкупают осведомителей, потому что вся клиентура уходит к тем, кто приходит с предложением об услугах первым. А первыми становятся те, кто купил услуги информаторов. Тех самых информаторов, которые в силу профессии оказываются у тела усопшего первыми.

Можно было бы сказать: ну, ладно, сами разберутся, предприниматели от слова «предпринимать», действовать. Но! Есть и другой аспект, и он уже затрагивает интересы тысяч людей, то есть нас, потребителей. Нам попросту приходится переплачивать за услуги, ведь фирма должна окупить расходы на осведомителя.

- И за всё платит потребитель, - поясняет Андрей Колпаков. - Чтобы избежать переплат, надо заранее определиться с исполнителем услуг. Клиент предварительно должен понимать, куда он будет обращаться при необходимости. Ведь потом, находясь в стрессовой ситуации, ему уже будет не до этого. Этим и пользуются те, кто предпочитает нечестную конкуренцию. Попадая к таким оперативно прибывшим агентам ритуальной службы, клиенты платят столько, сколько они просят. А потом, месяца через 2-3, родные усопшего узнают, сколько эта процедура могла бы стоить у других исполнителей услуг. В одном агентстве она обходится в среднем в 50 тысяч рублей, а в другом в 20-25 тысяч. Прейскурант надо изучать заранее, тем более если вы знаете, что в ближайшее время у вас в семье могут произойти печальные события. Будьте бдительны - и вы не попадёте в ситуацию, когда вас разводят.

Такая переплата уголовно не наказуема. Формально придраться не к чему: вы сами платите по прейскуранту и сами подписываете договор. Беда лишь в том, что делаете это с первым встречным. Безальтернативно. Не выясняя заранее, сколько это стоит у других представителей той же сферы деятельности. Выбор за вами.

А поскольку в дело включился уполномоченный по защите прав предпринимателей, то возникает еще и другая тема: как быть ритуальщикам, которые хотят работать честно?

- Решить эту проблему должны только сами предприниматели, - полагает Андрей Колпаков. - Они должны собраться и по-джентльменски договориться о правилах, то есть о том, как честно, корректно вести работу в этой сфере деятельности. Но сделать это будет трудно, поскольку все они, жалуясь друг на друга, делают то же самое. Но признаваться в этом не хотят. Они уводят клиентов из-под носа друг друга. Тем не менее важно, чтобы все собрались и озвучили свои проблемы и сами бы нашли пути выхода. Предлагаю учредить ассоциацию предпринимателей, занимающихся ритуальными услугами. Прогнозирую, что те, кто договаривается и живет сейчас неплохо, будут против, а тот, кто пострадал от их действий, будет за. Но собрать всех всё равно надо. Готов предоставить помещение для собрания. Чтобы впредь работать по правилам, системно и структурированно, предпринимателям придется объединиться в ассоциацию и найти кандидатуру, которая ее возглавит. Это должен быть авторитетный для них человек, к мнению которого будут прислушиваться.

Мнения высказаны. Точки зрения обозначены. Главное, чтобы в выигрыше был потребитель и именно он не нес груз обременения по оплате услуг. А кроме того, его необходимо оградить от дополнительных переживаний, когда к родственникам, которые только что потеряли близкого человека (и это очень часто), «Скорая помощь» приезжает позже, чем пронырливый агент ритуальной службы. Причем не один, а с конкурентами, и начинается битва за покойника. Так или иначе, но сфера деятельности требует вмешательства законодателей. И о грядущих изменениях заговорили как раз в марте этого года. Возможно, это как раз то, что поможет потребителю.

Точка зрения

Высказать свое мнение по поводу сложившейся ситуации мы попросили руководителей одной из старейших в области ритуальных служб, которые ратуют за честную конкуренцию в этой сфере деятельности. И не только ратуют, но и честно работают, не оплачивая услуги информаторов и взяточников. Семья Болтуновых занимаются похоронным бизнесом с начала девяностых годов, поэтому всю конъюнктуру рынка знает доподлинно:

- Создание ассоциации - это гиблое дело. Однозначно. Ассоциаций у нас куча - и всероссийские, и межрегиональные, и узкоотраслевые. И ни от одной пользы нет. Хотя вопрос, из чего формируется стоимость похорон в большинстве агентств, надо было решать давно, ведь эта проблема везде - от самой захудалой деревни до столицы. Варьируется только цена, которая платится за слив информации. В Калуге сейчас услуги информатора стоят 5-8 тысяч рублей. В районах области - от 500 рублей и выше, в Москве - от 15 до 20 тысяч рублей. Естественно, все затраты всплывают в стоимости услуг для потребителя.

На наш взгляд, бизнес создается для того, чтобы созидать и развивать общество в лучшую сторону. Вот такая у нас позиция. Мы тоже работаем не бесплатно, все процессы выверены, просчитана стоимость услуг. Но мы не выходим за рамки морали и норм, за пределы того, как это должно быть.

Мы хотим, чтобы люди заранее готовились к тому, что рано или поздно им придется обращаться в ритуальную службу. Ведь только 20 процентов смертей случаются внезапно, а 80 - это смерти после болезней или от старости. Поэтому предварительно следует определить, кто будет помощником в этот скорбный час. Для этого надо изучить предложения и цены на услуги.

В свое время у нас в области уже создавались три профильные ассоциации. Но в итоге все они загрызли друг друга. Что мы предлагаем?

1. На законодательном уровне сделать так, чтобы шло суровое наказание за слив информации об усопшем.

2.Если есть постановление городских властей о закрытии того или иного кладбища для захоронений, нужно наказывать компании, которые нарушили это требование, убирая их с рынка ритуальных услуг навсегда.

3. Власти должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить правдивую информацию об этой сфере услуг. Для этого резонно было бы организовать специальную «горячую телефонную линию», по которой клиенты могли бы анонимно рассказывать о том, как их развели в той или иной ритуальной службе.

4. Но самое главное в том, чтобы с людьми проводился ликбез. Жители области должны знать доподлинно, сколько стоят услуги в реальности, за какие услуги не следует платить по закону. Необходимо широко освещать во всех СМИ и на каких-то специальных мероприятиях эту тему. Только путем просвещения населения можно добиться того, что система поборов будет сломлена, а завышенные цены за услуги будут снижены.

Капитолина Коробова.

Закон о похоронах может появиться в 2016 году

Закон, регламентирующий похоронную деятельность, может появиться в 2016 году, сообщила 3 марта «Русской службе новостей» исполнительный директор некоммерческой организации «Союз похоронных организаций и крематориев» Елена Андреева. По её словам, закон, который сейчас обсуждается, предусматривает регулирование отрасли для того, чтобы не допустить завышенных цен.

«Новый закон поможет привести в соответствие все цены на услуги. Документ, который мы сейчас обсуждаем, говорит о том, что появляется госрегулирование отрасли», – сказала она. Андреева добавила, что согласно законопроекту похоронным организациям планируется выдавать лицензии.

«Сейчас сюда может прийти работать любой желающий, и ответственность условная. По новому закону, прежде всего, вводится институт лицензирования. На законодательном уровне закрепляются нормы, правила и требования к работе. Эти нормы и правила подкрепляются документом, который должен получить работающий», – сказала она.

Также, по словам Андреевой, новый закон позволяет создавать частные крематории, которые снимут проблему нехватки мест захоронений.

Ранее сообщалось, что в связи с финансовым кризисом цены на похоронные услуг за последние полгода поднялись на 30 %. Главная причина — подорожание необходимых для отрасли товаров иностранного производства: тканей, искусственных цветов, станков для обработки дерева.


Источник

30.03.2015


 


Яр

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae