Наш гость – Мартин Червеный, директор управления всех пражских кладбищ. Всех – это двадцати девяти, именно столько их в чешской столице, как работающих, так и закрытых для новых захоронений.
- Вы не просто руководите всеми пражскими кладбищами… Вас интересует и история вашего профессионального дела. Как и когда возникли первые кладбища?
- Кладбища как таковые появились вообще на заре человеческой истории. Тогда, когда человек стал отличаться от иных живых созданий. Когда перестал оставлять на растерзание природе тело мертвого близкого или друга. Когда он начал его хоронить или сжигать. Что же касается кладбищ в том виде, какие мы видим и знаем сейчас, то это связано с приходом к нам христианства. Также очень важны реформы императора Иосифа II. В конце XVIII века он издал распоряжение о вынесении кладбищ за пределы
городов. В городах кладбища были переполнены, закапывать тела было некуда. Грозили эпидемии. Вот, скажем, пражское Ольшанское кладбище. Оно возникло в 1680 году после колоссальной эпидемии чумы. А на другом берегу Влтавы примерно тогда же появилось Малостранское кладбище. В те времена рыли огромные шахты, свозили тела, сбрасывали их туда. Десятки тысяч мертвых. А солдат часто хоронили на поле битвы. Те, кто умирал в лазаретах, попадал на военное кладбище рядом с ним. И тоже – всех в одну шахту. Без особого пиетета. Тогда не было ни места, ни времени организовать похороны как-то по-другому.
В помощь историкам и социологам
- О чем в наши дни может «рассказать» могила, надгробный памятник?
- Вид современных могил и памятников не говорит ни о чем. Просто фамилия умершего. В прошлом все было иначе. Надгробные памятники и могилы тех времен и сейчас оказывают огромную помощь как историкам, так и социологам. На тех могилах можно прочитать все, что люди считали важным. Общественный статус человека, даже его интересы. Скажем, участвовал в общественной жизни, делал пожертвования. По могилам понятна религиозная принадлежность и социальное положение. Если памятник помпезный, сделан известным скульптором, значит, похоронен человек из богатой семьи. А в наши дни скорее интересны не мертвые, а живые. Насколько они заботятся о могилах своих близких. Это показывает наше общество, его лицо. И это далеко не всегда позитивная его «визитка».
- Неужели все настолько запущено, и живым абсолютно безразличны их мертвые родственники?
- Я сказал бы, что постепенно ситуация становится чуть более позитивной. В моду возвращается генеалогия, интерес к корням. А кладбища и могилы – это как раз наши корни. Тем не менее, в Праге люди редко навещают могилы близких. Совсем иная ситуация - в каком-нибудь маленьком городке. Там человеку стыдно, что сосед узнает, что он не заботится о могиле близкого. Однако в Праге чем дальше, чем чаще люди просят, чтобы о могилах их близких заботились мы. У нас есть такая услуга. У самих людей нет времени на это. Но их хотя бы стало волновать то, чтобы могила близкого выглядела достойно, а не была заброшена.
Из чего складывается цена могилы
- Государство ведь может даже оштрафовать тех, кто не заботится о могилах родных?
- В крайнем случае, да. Но речь не о том, что на могиле все время должна гореть свеча и расти цветы. Речь о том, чтобы могилы не были совсем заброшены, чтобы они не находились в «аварийном состоянии», не грозили окружающим могилам и памятникам. Мы не следим за тем, чистый памятник или нет. А вот в критической ситуации мы пишем владельцу участка письмо с просьбой привести могилу в порядок. Если он не отзывается – мы проводим все работы сами, а потом начинаем длительный процесс, пытаясь получить от владельца деньги за нашу работу. И в самом худшем случае мы прервем с ним договор и предложим место в аренду кому-то другому.
- Сложно ли вообще найти свободное место на кладбище в Праге?
- В принципе такой проблемы нет. Если речь не идет о совсем маленьких кладбищах, где «спрос превышает предложение» или о Вышеградском кладбище, где захоронены именитые и великие люди.
- А сколько вообще стоит место на кладбище в Праге? К примеру, на самом большом, Ольшанском?
- Человек оплачивает аренду, то есть место за могилу. Обычный, стандартный, срок аренды составляет 10 лет. За обычную могилу на все эти десять лет сумма составляет примерно 6-7 тысяч крон, за место для урны с прахом в колумбарии – 2-3 тысячи крон. Но кроме могилы есть еще и памятник, который там остался от предыдущего захоронения. На нем, разумеется, меняют имя того, кто захоронен. Памятник оценивает судебный эксперт. Тут разница в цене может быть огромной: от нескольких сотен крон до десятков тысяч крон.
Вандалам отрубали руки
- Максимальный срок аренды места на кладбище – десять лет, а потом нужно заключать новый договор. Но ведь совсем недавно можно было заключить договор хоть на сто лет…
- Да, раньше такое было возможно. Сейчас иные правила, это ограничение – 10 лет – оно и появилось потому, что раньше было можно как угодно. На старых кладбищах можно увидеть совсем заброшенные могилы, за которыми никто не ухаживает. Не осталось близких, родственников, нет семьи. Когда-то договор заключали и на сто лет, и вообще на все время существования кладбища. Могилы и памятники рушатся, а мы практически ничего не может поделать. Потому что договор об аренде места на всю жизнь продолжает действовать.
- Постоянный вандализм на кладбищах - это типичное явление наших дней или раньше такое тоже происходило настолько часто?
- Происходило… В XIII веке чешский король Пржемысл Отакар даже издал декрет: за вандализм на кладбище человеку отрубали руку. Вандализм был всегда. Особенно на еврейских кладбищах, во время погромов. Кстати, во время Австро-Венгрии и Первой республики на кладбищах работали специальные, я бы сказал, «охранники». Они проверяли вещи посетителей кладбища, не выносят ли те что-то. Ясно, что таких работников не было бы, если бы не происходили случаи вандализма.
98% покойных в Праге подвергаются кремации
- Что становится с могилами тех людей, срок аренды которых закончен, и у покойного не осталось близких?
- Работники нашего управления вынимают останки покойного, это если договор закончился и появился новый желающий арендовать место. Если новый хозяин могилы не хочет хоронить кого-то сверху находящихся там останков – то их вынут и по существующим правилам перезахоронят в общую могилу.
- Чехия – один из мировых лидеров по количеству кремаций. Кремации как-то отражаются на работе кладбищ?
- Это имеет большое влияние на внешний вид кладбищ. Количество кремаций на самом деле растет. В Праге сейчас эта цифра – 98%. Поэтому нужны иные типы кладбищенских строений, новые колумбарии, место для их строительства. Зато в красивых исторических местах кладбищ – много свободного места. Люди не арендуют могилы, надгробные памятники к ним. Есть и иной момент. Растет количество кремаций и растет количество людей, которые не хотят хоронить урну на кладбище. По разным причинам, в том числе и финансовым. Люди оставляют урну дома и избавляются от нее как с пиететом, так, к сожалению, и без.
- Сейчас закон позволяет хоронить прах где угодно? Не только на кладбище?
- Да. Раньше такое не разрешалось, а сейчас закон это позволяет. Если вы хотите похоронить прах или развеять его, то необходимо соблюсти два условия. Во-первых, сделать это с пиететом. И во-вторых, иметь разрешение владельца земли, где вы это делаете. Поэтому на своем личном участке вы можете делать все.
Об эксгумации останков Йозефа Тоуфара
- И последний вопрос. Несколько дней назад прошла эксгумация останков католического священника Йозефа Тоуфара, убитого во время коммунистических репрессий в 1950 году. Многие люди, включая бывших политзаключенных, протестовали против этого, считая это надругательством над памятью Тоуфара. Что об этом думаете вы?
- Сначала я хочу сказать, что речь не идет о том, хотел я этого, я имею в виду эксгумацию, или нет. Я просто управляю кладбищами. Но моя гражданская позиция такая. Множество негатива, возникшего в СМИ, связано с незнанием ситуации. Я считаю, что этот прекрасный, мужественный, сильный духом человек, мученик, достоин нормального места погребения. Его останки лежали в шахте на кладбище Дяблице. Там захоронены, что доказано документами, различные анатомические останки. Там же похоронен, и это тоже подтверждено документами, цирковой слон.
Я думаю, что это не то, чего заслужил Тоуфар. Более того, ожидается его беатификация, то есть причисление к лику блаженных. Возможна и последующая канонизация, то есть причисление к лику святых. Для проведения этих процедур церкви необходимо иметь останки Йозефа Тоуфара. Известно и то, что уже во время «пражской весны» в 1968 году близкие Тоуфара просили провести его эксгумацию. И только совсем недавно были найдены все нужные бумаги, указывающие точное место, где лежали его останки.