В категорию «Натюрморт» (Still Life) попала его серия «Маленькие жертвы Первой мировой войны». Она отснята на римском католическом кладбище Кампо Верано в 2014 году и рассказывает о детях, погибших в тылу от голода и эпидемий во время войны (самая высокая детская смертность в период Первой мировой была зарегистрирована в Италии).
Победитель фотоконкурса, который ещё называют «Фотооскаром», определится в мае 2015 года. Конкуренцию Владимиру Поморцеву составят фотографы с мировым именем, такие как, например, Дональд Вебер.
Мы попросили Владимира Поморцева подробнее рассказать о своей номинации и выбранной теме.
— Те, кто давно следит за твоим творчеством, не может не обратить внимания на то, что ты очень любишь снимать кладбища. Почему?
— Не сказать, что я прямо так вот люблю снимать кладбища. Скорее, оно само так получается. Последнее время кладбищенские темы как-то самостоятельно меня находят. Причём темы настолько интересные, что отказаться от них просто рука не поднимается. Я уже давно подумываю, как бы мне соскочить с этой заупокойной тематики на что-то более жизнерадостное, потому что, действительно, снимаю кладбища очень много. Однако пока не получается.
Что тебя натолкнуло на эту тему — детей-жертв Первой мировой?
— Скорее, это тема сама на меня напала… Я был в Риме совсем по другим делам. Снимал очередную главу документального проекта о судьбе художественного наследия тоталитарных режимов. В данном конкретном случае — Италии эпохи Муссолини. В один из дней я выбрался на крупнейшее римское католическое кладбище Кампо Верано. Было интересно посмотреть, что представляют собой итальянские кладбища, поскольку это довольно самобытное явление. Изначально у меня в голове были какие-то задумки, что именно там можно поснимать, но как-то не сложилось.
В итоге я целый день прослонялся по кладбищу — а оно просто невероятных размеров, — ничего толком не сняв. Уже почти под вечер в одном из бесконечных колумбариев я набрёл на сектор детских захоронений времён Первой мировой войны с этими игрушками. Сразу же понял — вот то, что я искал целый день. Уже потом я поднял ещё статистку детской смертности в военные годы. Оказалось, что за годы Первой мировой умерло почти вдвое больше итальянских детей до пяти лет, чем погибло солдат на фронте. Всего за четыре военных года в Италии умерло более миллиона детей в возрасте до пяти лет. Для сравнения, за всю Первую мировую на фронтах погибло 650 тысяч итальянских солдат. В итоге получилась попавшая в шорт-лист серия натюрмортов.
— Какая награда для тебя на сей день самая ценная?
— Честно говоря, я не очень серьёзно отношусь ко всем наградам. Оно, конечно, чертовски приятно, но часто победа в конкурсе — это просто случайность. В данном конкретном случае, пожалуй, важно, что я номинирован на Sony World Photography Awards уже третий раз и второй год подряд. Можно говорить о какой-то тенденции.