Для исследования были отобраны 48 детей в возрасте 5-6 лет. Часть из них - билингвы, то есть родились в семьях, где родители говорят на разных языках. Например, мама русская, а папа - из Папуа-Новой Гвинеи. Остальные - из обычных мононациональных семей, но одни начали изучать иностранный язык практически с пеленок, другие же могут изъясняться только на своем родном наречии.
JSINCUT1
Всем детям рассказали две выдуманные истории. Сначала - про юных англичан, в силу разных причин усыновленных итальянцами. Другая - про утят, воспитанных собачьей стаей. Потом предложили обсудить оба сюжета и разобраться в перспективах героев. Например, предположить, на каком языке будут говорить англичане, заброшенные судьбой в Италию? Или чем будут покрыты тела выросших утят - перьями или шерстью?
Дети с удовольствием втянулись в обсуждение абстрактного сюжета, а ученые внимательно наблюдали за его ходом и отмечали, кто и какие версии высказывал.
Лингвистические перспективы усыновленных англичан все дети описали одинаково - их основным языком будет итальянский. Дальше начались разногласия. В частности, билингвы, в отличие от всех остальных, допускают появление на выращенных собаками утках "повышенной лохматости". Также они считали, что в человеке и утке все можно воспитать, и выросший в собачьей стае утенок скорее будет лаять, чем крякать.
Дети, владеющие только родным языком, неизменно отстаивали тот вариант, при котором главным будет признак, обусловленный наследственностью. И только ребята, говорящие на родном языке, но уже сносно владеющие иностранным, смогли правильно расставить акценты и догадались, на что влияет наследственность, а на что - воспитание и окружение.
Вывод ученых такой: изучение второго языка избавляет от многих навязанных стереотипов, расширяет кругозор и позволяет лучше понять окружающий мир, помогает творческому и интеллектуальному развитию. То есть хорошая лингвистическая подготовка с ранних лет сослужит добрую службу ребенку с любыми наклонностями и устремлениями.