В пятницу, 16 января, состоялось совещание заместителя председателя правительства Дмитрия Козака с представителями похоронного бизнеса, на котором обсуждались вопросы доработки нового федерального закона «О погребении и похоронном деле». Основным был вопрос о разрешении организовывать частные кладбища. Участники совещания пришли к мнению, что включать такое положение в разрабатываемый новый закон преждевременно, хотя этот вопрос обсуждается уже несколько месяцев, а норма о частных кладбищах была включена в несколько редакций нового проекта закона.
Идея частных кладбищ заключалась в том, что бизнесмены-землевладельцы смогут на своих участках земли учреждать кладбища, при этом уже существующие кладбища не могли перейти в частные руки. Сейчас все кладбища в стране принадлежат муниципалитетам, а управляются госпредприятиями — например, московский ГУП «Ритуал» управляет всеми 134 столичными кладбищами, принадлежащими городу.
Взамен идеи частных кладбищ в законопроекте, который готовят в правительстве, было решено прописать положения о кремации и колумбариях, а также привлечении к этой сфере похоронного бизнеса частных инвестиций. Кроме того, в ближайшие 2 года в нескольких городах будет запущен проект по возвращению практики лицензирования в похоронном деле, которое отменили в 2002 году, хотя Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против этой идеи.
Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева рассказала «Известиям», что введение частных кладбищ участники совещания посчитали проблематичным, поскольку это потребует существенных изменений законодательства — потребуется вносить поправки в значительное количество законодательных актов.
— Вопрос частных кладбищ сейчас активно обсуждается, а в предыдущих редакциях законопроекта было прописано, что кладбища могут быть в том числе и частными. В последнем варианте проекта этого не было. На пятничном совещании у Дмитрия Козака также было решено это положение убрать, потому что оно требует серьезных изменений в законодательные акты, в том числе и Земельный кодекс РФ, а это проблематично реализовать, — рассказала она. — Сейчас было решено заняться общим законом о похоронном деле, а вопрос о частных кладбищах отложить. Возможно, частные кладбища появятся после принятия основного закона — будут введены отдельным законодательным актом. Но это будет не скоро. Это, конечно, печальный факт для тех компаний, ИП и просто физических лиц, которые инвестировали свои средства в свободные участки земли.
Как сообщила Елена Андреева, на совещании подробно обсуждался вопрос привлечения частников и их средств к развитию крематориев и колумбариев.
— На совещании рассматривался важный вопрос развития крематориев и колумбариев. Обсуждаемый проект закона позволит ввести лицензирование, а частным инвесторам вкладываться в крематории и колумбарии. Они как раз могут быть частными. С точки зрения экономии земли, которой и так не хватает, и с точки зрения экономии средств самих клиентов это выход. Кроме того, такой способ захоронения позволяет избежать участия посредников и нечистоплотных агентов, которые навязывают максимум услуг. Наиболее сложная ситуация с этим в городах-миллионниках. Например, в Москве на одного умершего приходится до 15 похоронных агентов. В регионах с этим тоже сложности, — сказала Елена Андреева.
Пресс-секретарь заместителя председателя правительства Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил «Известиям», что 16 января на совещании, посвященном похоронному делу, действительно принят ряд решений, которые, правда, «пока не оформлены».
В Федеральной антимонопольной службе России «Известиям» рассказали, что не поддерживают идею лицензирования в похоронном деле, как того хотят в Союзе похоронных организаций.
— ФАС России последовательно выступала против лицензирования деятельности в похоронной сфере и против выдачи каких-либо специальных разрешений со стороны органов власти. Лицензирование в отрасли не требуется, потому что, во-первых, эта деятельность не является опасной, а во-вторых, урегулирована смежным законодательством. Например, когда мы говорим о рисках подкупа сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников с целью сообщения похоронным организациям о факте смерти, то такие действия уже урегулированы УК РФ. Выдача специальных разрешений, ее механизм нигде не прописаны, сам юридический статус такого разрешения не ясен, — сказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Тем не менее на совещании было принято решение о запуске в течение 2 лет пилотного проекта по внедрению лицензирования в Москве, Санкт-Петербурге и еще 2–3 городах. Если он покажет положительные результаты, то лицензирование деятельности в похоронной сфере распространится на всю страну. Однако в ФАС отметили, что прежняя практика лицензирования была отменена в 2002 году как раз из-за неэффективности.
Кроме того, в ФАС предлагают создать федеральную саморегулируемую организацию (СРО), а бизнес допускать в похоронную сферу только при условии, если он станет участником этой организации. Антимонопольщики отметили, что опыт проверок указывает на то, что одной из основных проблем для частных похоронных агентств является создание барьеров со стороны органов местного самоуправления, когда земля передается «карманным» агентствам, что приводит к повышению цен на услуги и их низкому качеству.
— ФАС предлагает создать единую саморегулируемую организацию с филиалами в каждом субъекте РФ, муниципальных районах и городских поселениях, в которых проживает более 50 тыс. человек. Таким образом, для оказания похоронных услуг бизнесу необходимо будет стать участником такой СРО, соблюдать определенные этические требования и правила организации, — сказал Тимофей Нижегородцев. — Основная часть этих правил будет содержаться в федеральном законодательстве, а дополнительные должны будут разрабатывать региональные и муниципальные подразделения СРО с учетом местных особенностей, традиций и обычаев.
Подобная структура, по мнению ФАС, дала бы рынку единого контролера, что могло бы снять опасения по учреждению частных кладбищ, связанные с тем, что на рынок похоронных услуг могут прийти уже частные монополисты-землевладельцы, которые станут устанавливать свои монопольные цены.
Ранее, в 2013 году, глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк не исключал возможности появления частных кладбищ на территории «новой Москвы», однако, высказал опасения, что подобная практика могла бы привести к мошенничеству со стороны землевладельцев, которые могли бы распродать будущие участки кладбища и, забыв о своей ответственности, скрыться с деньгами, как это бывает на рынке долевого строительства. Для избежания подобных ситуаций чиновник предлагал создать четкую законодательную базу.
По некоторым данным, оборот только столичного рынка ритуальных услуг составляет порядка 10 млрд рублей в год, и эта цифра действительно является привлекательной для многих мошенников.
Председатель российского движения «За честный рынок» и эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков считает, что сфера ритуальных услуг — это самый непрозрачный и коррумпированный рынок. В целом Илья Хандриков поддержал идею ФАС РФ о создании федеральной саморегулируемой организации.
— Но сдерживать бизнес железной хваткой нельзя, там просто необходимо навести порядок. Регулировать отношения предпринимателей должен специальный орган, но не государственный, поскольку государство нередко делает противоречивые шаги по отношению к бизнесу. Это должна быть Торгово-промышленная палата, которая станет регистрирующим органом для представителей бизнеса по всем направлениям, в том числе и по похоронной отрасли, — сказал он. — Это ведь не оборонка, в ней нет сверхсекретов, но есть необходимость качественного оказания такой услуги, поскольку право на нее имеет каждый гражданин страны. Когда такие органы будут контролировать бизнес по отраслям, тогда наконец-то и удастся разобраться с этими проблемами и сделать услугу честной, как это и должно быть.