Мнения на этот счет у барнаульцев разные, для большинства – это просто новая услуга среди десятков других. Услуга, конечно, специфическая, поэтому все рассуждения на счет того, модно или не модно кремировать усопшего родственника, дешевле или дороже традиционных похорон, звучат цинично. Особенно для православного русского человека. Вопрос «Как вы относитесь к кремации?» вызывает негодование у большинства пожилых людей, которые в этой процедуре видят нечто дьявольское. «Да как же так можно над телом издеваться? Человек должен с миром покоиться в земле, а не кучкой пепла в горшке стоять, как на выставке», – говорит пенсионерка Татьяна Алексеевна Вопилова. Тем временем продвинутая молодежь, не обремененная религиозными убеждениями, уверена в том, что кремация – спасение для больших городов.
– Ничего зазорного в кремировании тел нет, – считает администратор Виктория Сысоева. – Это ни в коем случае не надругательство над телом и тем более душой покойного, иначе как объяснить древнюю традицию викингов, которые поджигали ладью с телом погибшего в бою военачальника, чтобы тот ушел в Валгаллу? Сейчас кремация тел усопших выгодна как минимум с точки зрения экономии места на кладбищах. Наверное, эта услуга популярна в густонаселенных странах, имеющих маленькие территории, для которых каждый квадратный метр важен. Когда придет мое время, я хочу быть кремированной. Я не хочу, чтобы скорбящие родственники стояли над моим телом и горько его оплакивали. Пусть лучше я останусь веселой и красивой в их воспоминаниях. Наверное, кремация противоречит православным традициям, но нужно быть верующим христианином, чтобы придерживаться этих канонов.
По большому счету, способ захоронения усопшего – это выбор каждого, и у русского человека он зачастую мотивирован словами «так принято». Принято православной традицией.
– С точки зрения православной церкви, все очевидно, – говорит отец Владимир Матусов. – Все-таки тело человека – это храм Святого Духа, и поэтому даже тело умершего должно погребаться с надлежащим почтением. С давних пор наши предки особым образом готовили тела усопших к погребению: омывали, одевали, с молитвой полагали в гроб и в землю опускали. Напомню, что сожжение тел всегда было характерно для языческих народов, в конце XVIII века кремация использовалась пришедшими к власти богоборцами во Франции. В 20-х годах прошлого века то же самое произошло в России, когда кремация стала предлагаться большевиками как альтернатива христианскому церковному погребению.
Современное общество далеко от исторических истоков кремирования, и зачастую выбор в пользу сожжения тела покойного основывается только на финансовых расчетах. Барнаульский крематорий пока не готов назвать среднюю стоимость такого вида услуг, потому что сейчас ведутся работы по их расчету.
Мы узнали расценки на эту процедуру в Новосибирском крематории, получилось, что минимальная стоимость (оформление документов и кремация с последующей выдачей капсулы с прахом) 7 тысяч рублей. «Полный пакет» обойдется почти в 25 тысяч рублей: здесь можно заказать вокальное и музыкальное сопровождение траурного шествия, фотосъемку, просмотр начала кремации и другие услуги. Другой вопрос, захотят ли скорбящие доплачивать почти две тысячи рублей за просмотр кремации родственника? Хотя есть же в Европе традиция носить украшения, в которых закатан прах покойного, – это такая своеобразная дань памяти ему.
Можно предположить, что цены непосредственно на кремацию в Барнауле не будут разительно отличаться от новосибирских, а значит, кремирование даже по программе «все включено» обойдется скорбящим родственникам дешевле традиционного захоронения на кладбище. Но при более детальном рассмотрении никакой экономии не получается. Во- первых, кремированные останки нужно куда-то поместить, поэтому необходима урна. Самое дешевое вместилище праха стоит порядка 1200 рублей, а если родные захотят приобрести что-то более подобающее, то цена может превысить в два- три раза стоимость среднего гроба. Ну а если поместить урну с прахом в колумбарий, то придется еще раскошелиться как минимум на 12 тысяч рублей – это цена ячеек в верхнем ряду уличного колумбария, ячейка в колумбарии на аллее и в здании обойдется в 60-80 тысяч рублей (действующие цены Новосибирского крематория. – Прим. авт.).
При этом существует проб- лема мест для захоронений, и кремация была бы выходом из положения с точки зрения экономии площадей. В Барнаульской похоронной службе отметили, что пока остро этот вопрос не стоит – как минимум на пять лет существующих свободных площадей на кладбищах хватит.
Напомним, здание крематория в Барнауле на пр. Космонавтов было возведено осенью прошлого года. Планируется, что в нем будет три основных блока: здание для кремации, зал прощаний и колумбарий. Возле крематория возведена православная часовня. На сайте организации сказано, что свою работу она начнет в первом квартале 2015 года.
Приживется ли услуга кремации в Барнауле, покажет время. Но сегодняшний опрос людей на улице дал понять, что большинство горожан не готовы принять эту услугу, даже если она будет стоить в два раза дешевле традиционной процессии. Опыт новосибирских коллег доказывает, что в течение нескольких лет крематорий работает только на 20-25% своей мощности.