Президент проекта "Некрополь"
Вице-президент СПОК
Похоронка острее других воспринимает вызовы кризиса. Идет последний месяц старых запасов. Но у всех еще два месяца назад продукция встала «колом». То, что было представлено на выставке, имеет слабые шансы продаваться в следующем году. Уже ничего из элитного, дорогого ассортимента не покупается. В похоронку государство не инвестировало по известным причинам. У муниципальных образований еле-еле хватало средств на содержание и освоение новых погостов. Все, что имеется в отрасли, создано руками и на плечах похоронщиков, которые и хоронят, и производят одновременно. Такое положение вещей неизменно вызывает у иностранных коллег удивление и уважение к российским похоронщикам - энтузиастам.
И хотя выставка Некрополь вновь убедительно показала, даже "на коленях" россияне могут производить гробы, постели, кресты, урны, венки, памятники из металла на уровне европейских образцов, производительные силы в похоронной отрасли не развиты. Кругом кустари. Многие комплектующие в России производят в недостаточном количестве: фурнитура, ручки для гробов, урн, защелки, пуговицы, тесьма, лента, рюш, сутаж, бахрома, кисти, а также сырье - главным образом зарубежное. Потому зависимость от иностранной продукции велика. 95% - цветы, памятники - 75%, лес наш, но краска, лаки, даже наждачная бумага - зарубежные, ткани на 90% - китайские, корейские, индийские, арабские. Оборудование, станки, сварочные аппараты, компрессоры, сверла, шлифовальные машины, скобы, краскопульты, в основном, иностранного производства. За годы относительной экономической стабильности большинству не удалось все же приобрести иностранные катафалки. Удачно спасают модернизированные газели и по-прежнему легендарные ПАЗики.
В декабре - январе ожидается резкий подъем цен в похоронке. Больших запасов даже цветочники не создавали. Максимальная сумма, которую удавалось собирать похоронщикам для очередного турне за цветами или тканями не превышала 20 тысяч долларов, потому летали за товаром часто. Теперь и эта сумма для многих неподъемна.
Вероятнее всего, будет укрупнение поставщиков. Объективно в отрасли произойдет еще большая специализация. Придет и психологическое отрезвление, большинству придется пересмотреть свое положение на рынке, кому-то придется уйти в силу надвигающейся нерентабельности. Любой студент второго курса экономического факультета знает простую закономерность: если продажи падают, а цены растут, близок крах этой фирмы. Грядущие трудности со сбытом продукции изменят картину движения товарной массы по стране. Транспортная составляющая будет активно тормозить межрегиональное сотрудничество. Драматически изменится маркетинг. Даже в этом году многие похоронщики из удаленных регионов России не могли позволить себе приехать на выставку в Москву.
Мы, устроители промышленных выставок, имеющие опыт проведения с 1992 года 35 международных похоронных форумов, разработали совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев новый концепт выставок и конференций по обмену опытом. Понимая, что похоронка все более будет становиться региональной, в 2015 году расширили географию промышленных выставок. Чтобы удовлетворить потребности в высококачественной продукции предусмотрели три выставки в трех важнейших экономических зонах - в Крыму, Красноярске и по традиции в октябре в Москве, где пройдет главная похоронная конвенция. Надеемся, такая маркетинговая помощь с нашей стороны и учебно-информационная со стороны СПОК и Российско-немецкого учебного центра похоронного сервиса поможет похоронщикам скорейшим образом адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности в условиях надвигающегося кризиса, успешно продолжить свою работу по качественному предоставлению россиянам уникальных, высокоспециализированных похоронных услуг. Нет сомнения, наши выставки и форумы кому-то помогут устоять, выжить в труднейших условиях надвигающейся экономической кризисной лавины.