Пять лет работы, 700 осмотренных кладбищ в Германии, Австрии и Швейцарии. Двое немецких ученых, изучающих надгробия, убеждены, что на них отражается вся жизнь современного общества. Корреспондент DW поговорил с научным сотрудником Университета Дуйсбурга-Эссена Матиасом Майцлером (Matthias Meitzler) об этом необычном исследовательском проекте и его выводах.
DW: Почему вы начали изучать кладбища?
Матиас Майцлер: Несколько лет назад мой коллега, социолог Торстен Бенкель (Thorsten Benkel, профессор социологии из университета Пассау - Ред.) проводил в Институте имени Гете во Франкфурте семинар на тему "Смерть и общество". Как выяснилось, эта тема в социологии довольно скудно исследована, и она заинтересовала меня. Мы стали переписываться и пришли к выводу, что кладбища довольно показательны с социологической точки зрения.
Четыре года назад мы начали изучать кладбища, смотрели, как сказываются изменения в обществе на внешнем виде надгробий и памятников. Надгробия становятся в последние годы более индивидуализированными и яркими, меняется и сам образ кладбища, это уже не просто место мрачной скорби. В итоге мы осмотрели около 700 кладбищ в Германии, Австрии и Швейцарии, написали на эту тему несколько научных работ, а в этом году выпустили фотоальбом со снимками самых удивительных надгробий.
- Вы сказали, кладбища показательны с социологической точки зрения. Что это значит?
- Считается, что кладбище - зона смерти, которая имеет мало общего с жизнью, но это уже не совсем так. Надгробия становятся зеркалом в том числе и прошедшей жизни умершего человека, его хобби. На них можно увидеть спортивные снаряды, музыкальные инструменты и тому подобные вещи. Персонифицикация надгробий характерна прежде всего для больших городов. В деревнях и небольших городах религия и сопутствующие традиции играют большую роль, но и там уже есть первые признаки новой тенденции: например, на надгробиях появляются фотографии покойных, что нетипично для Германии.
- Какие именно перемены в жизни общества можно заметить на кладбище?
- К примеру, ослабевающую роль семьи. Фамильные склепы и классические саркофаги сохранились только в единичных случаях - семейственность на кладбище уходит на второй план, как и в современном обществе. Мы совершаем переход от коллективизма к индивидуализму во всем. Кроме того, семьи теперь разбросаны по разным городам, и когда кто-то умирает, возникает вопрос, где должна находиться могила: там, где человек родился или там, где жил.
Начал меняться сам формат захоронения. Раньше было положено предавать тело земле, но в последние годы все популярнее кремирование, на то есть прагматические и гигиенические причины, плюс ослабевающая роль религии в современном обществе. Соотношение примерно 50 на 50. До сих пор в Германии было положено быть официально похороненным на кладбище, но теперь стали появляться и альтернативные возможности. Например, развеять прах по ветру.
В общем и целом представления о смерти в современном обществе радикально отличаются от тех, которые были еще 50 лет. Но до сих пор смерть - это не самая популярная тема для светской беседы.
- Какие надгробия показались вам самыми необычными?
-О, таких много! Мы опубликовали их в альбоме и выставляем на сайте нашего проекта. К примеру, надгробие в виде сотового телефона, которое почему-то украшает могилу достаточно пожилой дамы. Есть варианты в виде крышки бензобака, огромного кролика Playboy, ноутбука, шприца. На одной могиле был целый натюрморт с вином, сыром и хлебом. Честно говоря, много поразительных памятников можно увидеть на немецких кладбищах.
- Но ведь вряд ли такой о таком дизайне думали при жизни сами умершие?
- Надгробия обычно заказывают наследники, и именно они определяют внешний вид памятника. Так как тема смерти не самая обсуждаемая в обществе, то мало кто при жизни задумывается о том, как будет выглядеть его могила, хотя, отмечу, такая тенденция стала появляться. Так что уже родственники покойного думают о том, какие изображения будут напоминать им об умершем.
Если говорить о трендах, то в целом надгробия становятся меньше. Причина, во-первых, в том, что не все люди в состоянии ухаживать за могилой, часто они живут далеко от кладбища. Второй аспект - чисто финансовый. Но есть и еще один интересный тренд: все больше людей стремится делать надгробия своими руками, это помогает им справиться с переживаниями и вложить в памятник часть души.
- Как вы выбирали кладбища для исследования?
- Замечу, что социология смерти гораздо шире: мы также разговариваем с врачами, изучаем хосписы и прочие места, так или иначе связанные с процессом умирания. Что касается кладбищ, то нам было важно иметь максимально репрезентативную выборку, и наше исследование еще далеко не закончено. Мы осмотрели кладбища десяти больших городов Германии, Австрии и Швейцарии, и довольно большое количество мелких - в деревнях и небольших городах. Нам было важно, чтобы были представлены регионы как Восточной, так и Западной Германии. Всего в Германии насчитывается 300 тысяч кладбищ, так что нам еще есть, что исследовать. Кроме того, время подбрасывает новые идеи: например, стали появляться надгробия с QR-кодами. Так что мы намерены продолжать исследовательскую работу.