Депутат Государственной думы Владимир Бурматов обеспокоен печальным рекордом по количеству самоубийств школьников, произошедших в период сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Депутат предлагает министру финансов Антону Силуанову при планировании бюджета 2015 года предусмотреть перенаправление денежных средств с пиар-мероприятий министерства образования и науки и подведомственных ему структур на организацию психологической помощи школьникам, сдающим ЕГЭ. Соответствующее письмо (есть в распоряжении «Известий») Владимир Бурматов уже направил в финансовое ведомство.
По мнению парламентария, если бы Минобрнауки своевременно предусмотрело комплекс мер по психологической поддержке выпускников в ходе сдачи Единого государственного госэкзамена, то череды самоубийств можно бы было избежать.
— Считаю, что для того, чтобы избежать повторения той трагедии, которая произошла в этом году, нужно, с одной стороны, прекратить медийную истерику, которую Минобрнауки спровоцировало в СМИ. А с другой — позаботиться о психологической поддержке учащихся. Во время кампании ЕГЭ каждый день на головы школьников и их родителей обрушивались тонны информации о неких нововведениях в системе ЕГЭ. Это, безусловно, спровоцировало стрессы. Никакой психологической подготовки и поддержки у школьников не было, и на это министерством не было предусмотрено ни копейки из бюджета. Поэтому я и предложил со статьи расходов на пиар направить деньги на психологическую поддержку. Граждане должны судить о работе ведомства не по его пиар-усилиям, а по реальным результатам. А то у нас денег на ЕГЭ потрачено в четыре раза больше, чем в прошлом году, а случаев самоубийств — в девять раз больше, — рассказал единоросс Владимир Бурматов.
Народный избранник ссылается на данные экспертного доклада, который подготовило общественное движение «Обрнадзор». Согласно документу, общий объем пиар-закупок Рособрнадзора в 2014 году по сумме пяти государственных контрактов составляет почти 82 млн рублей. При этом, по данным общественников, за время проведения ЕГЭ в Свердловской, Кемеровской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Московской областях и Республике Якутия произошли случаи самоубийств школьников. Для сравнения: по официальном данным, в прошлом году была зафиксирована лишь одна попытка самоубийства, связанная с экзаменами.
Руководитель общественного движения «Обрнадзор» Алексей Монахов рассказал «Известиям», что собрать сведения о количестве детских трагедий, связанных с ЕГЭ, оказалось проблематично, из-за того что в рамках пиар-кампании ЕГЭ была официально заблокирована информация о школьных самоубийствах.
— Мы насчитали порядка 82 млн рублей только по открытым пиар-контрактам Рособрнадзора. Самое интересное, что за бюджетные деньги там предусмотрена информационная защита, — пояснил он. — Всего мы насчитали девять самоубийств, уже подтвержденных, но эта информация сложно добывается. По нашим подсчетам, на эти 82 млн можно было бы оплатить 3 недели работы штатных психологов в каждом пункте приема экзаменов, либо оплатить 10 индивидуальных консультаций в каждом пункте приема экзаменов — и этого бы хватило, потому что не все выпускники испытывают стресс.
Общественники подсчитали, что месячная зарплата школьного психолога в 2014 году в зависимости от региона (за исключением Москвы) составляет от 7 тыс. до 25 тыс. рублей, в среднем — 16 тыс.
Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак считает, что тех преподавателей-психологов, которые сейчас работают со школьниками, недостаточно для качественной работы.
— Преподаватель — это не психолог, он может дать знания, но не определенную психологическую установку. ЕГЭ сейчас превратили из конкурса знаний в конкурс родительских кошельков. Талантливые дети из необеспеченных семей, которые не имеют возможности нанимать себе репетиторов, натаскивающих их на буквы в тестовых заданиях ЕГЭ, к сожалению, могут потерять возможность доступа к высшему образованию, — отметил он. — Неудивительно, что для молодого человека сдача ЕГЭ превратилась в стрессовую ситуацию. Ведь он сдает свой выпускной экзамен среди посторонних людей, вокруг — наблюдатели, его обыскивает полиция, это заставляет ребят нервничать, такая обстановка бьет по их психике. Многие из них срываются и проваливают экзамены, несмотря на то что были готовы.
22 июля ВЦИОМ впервые опубликовал рейтинг министров, основанный на оценке населением качества работы глав того или иного ведомства (есть в распоряжении «Известий»), а также их узнаваемости среди граждан страны. В списке аутсайдеров по качеству работы оказался главы Минобразования Дмитрий Ливанов (2,83 балла).