Юрий Городненко
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк признал, что общество устало от войны и нуждается в мире.
Страна несет огромные финансовые потери. Каждый день военных действий обходится в 80 миллионов гривен. Экономика разрушается.
Каждый день от военных действий гибнут люди. И это при том, что Украина еще в ранее была отнесена Организацией Объединенных Наций к числу 5 стран с вымирающим населением из-за демографических проблем.
Уровень агрессивности в обществе беспрерывно растет на фоне социально-экономических и политических проблем.
Казалось бы, в этих условиях самое время сделать все, чтобы снизить градус напряженности.
Но нет. Слова у киевской элиты, как всегда, расходятся с делом. Вместо того, чтобы снижать уровень агрессии, высокопоставленные чиновники еще больше раскачивают страну и вбрасывают разрушительные идеи. Например, советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко, выступая на телеканале БТБ, предложил обучать школьников стрельбе с 12-13 лет.
Не отстают и украинские СМИ, еще больше накаляя ситуацию. Они рекламируют "подвиг" многодетного жителя Мариуполя Геннадия Мохненко (у него 32 ребенка в семье, из них 29 — приемные), который якобы вместе со своими несовершеннолетними сыновьями роет окопы и готовится "отражать атаки российских танков". Телеканалы с гордостью рассказывают о действиях Новицкого сельского главы в Калушском районе Ивано-Франковской области Владимира Головчака, который сформировал батальон "Сокол" из малышей и подростков от 2 до 10 лет. Дети всерьез занимаются подготовкой к войне, высказывают поддержу тем, кто воюет против "русских" на востоке.
Задумываются ли украинские политики, журналисты о последствиях подобной милитаризации детского сознания?
Современная история детской милитаризации
По данным Human Rights Watch, в XXI веке в 20 странах мира дети участвовали в военных конфликтах. В них приняли участие от 200 до 300 тысяч подростков.
Сьерра-Леоне: в 1991 году страна оказалась втянута в гражданскую войну в результате политического и социального противостояния в обществе. В ходе конфликта, который растянулся на 10 лет, противоборствующие силы постепенно втягивали в военные действия и детей. В составе одной из радикальных группировок — "Объединенного революционного фронта" — сражалось 10 тысяч подростков. Их использовали для охраны складов оружия и алмазных месторождений. Чтобы разорвать связи похищенных подростков с родными селениями, их направляли для выполнения карательных операций и заставляли убивать кого-то из родственников или соседей (причем часто крайне жестоким образом). По высказыванию одного из полевых командиров, детей легче, чем взрослых, довести до состояния, при котором они бездумно подчиняются и выполняют приказы: "Они верят, что это какая-то игра". В итоге жестокость детей-солдат ужаснула даже видавших виды взрослых. Только в столице государства Фритауне группа, именуемая "вестсайдские мальчики", искалечила 8000 человек.
Все это привело к полной деградации и разрушению общества. Приостановить кровопролитную гражданскую войну удалось лишь после введения на территорию Сьерра-Леоне британского и гвинейского военного контингента.
Уганда: В конце 1980-х страну охватил гражданский конфликт, в ходе которого была создана ультранационалистическая военная организация "Господня армия сопротивления". Ее цель — создание теократического государства на основе десяти библейских заповедей. По мнению руководителей этой организации, будущее общество надо формировать из несовершеннолетних, так как детей не тронули "грехи мира".
Представители "господней армии" выкрадывали малышей и подростков из сельских поселений. Несовершеннолетние, возраст которых порой был 8 лет, составляли 70% "Господней армии сопротивления". Постепенно движение просто-напросто стало массово вырезать католические общины, разбрасывая куски тел прямо в церквях. А регион охватил хаос.
Война перекинулась и на соседей — Судан, Демократическую Республику Конго. В Конго погибло 4 миллиона человек. Война привела к распаду Судана на две части. Конфликты сотрясают Уганду до сих пор.
Сомали: c конца 1980-х страну охватила гражданская война. Постепенно в конфликт стали втягивать и детей. Например, с 2004 года в стране действует организация "Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин" ("Молодежное движение моджахедов"). 8 из 10 солдат этой военной группировки являются несовершеннолетними. Чтобы привлечь их в свои ряды, лидеры организации используют психологические манипуляции. Например, пишут музыку в западном стиле, вставляя в неё титры, призывающие к джихаду и вступлению в "повстанческие силы".
Сегодня слово "сомализация" превратилось в нарицательное. Оно обозначает полный развал и хаос государства. Само Сомали фактически существует только на картах. В реальности есть несколько независимых друг от друга и враждующих между собой регионов.
Мьянма (Бирма): с 1948 года страну охватила гражданская война. В ней тоже активно использовали детей. Существовала даже крупная военная группировка, состоящая исключительно из подростков — "Армия Бога". Ее возглавляли девятилетние братья-близнецы Джонни и Лютер Хту. В течение десятилетий Мьянма (Бирма) была расколота. Только в 2012 году был подписан мир. Но многие эксперты сомневаются в его долговечности. Слишком неизлечимые раны оставила война, в том числе и в детских душах.
Камбоджа (Кампучия): С конца 1960-х годов в стране шла гражданская война. В ее ходе "красные кхмеры" во главе с Пол Потом сформировали отряды из подростков 12-15 лет, лишившихся родителей и ненавидевших горожан как "пособников американцев". При их помощи повстанцы захватили власть. Результат деятельности полпотовцев, опирающихся на несовершеннолетних, известен: было уничтожено от 1 до 3 миллионов граждан при общей численности населения в 7 миллионов на начало 1970-х. Были разрушены 634522 здания, в т.ч. 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лабораторий, 1968 храмов, 108 мечетей. В итоге "красные кхмеры" довели страну до полной разрухи (они систематически уничтожали города и всякую экономическую жизнь), втянули ее в войну с соседним Вьетнамом.
Характерно, что Запад не только не пытается противодействовать вовлечению детей в военные акции, несмотря на действующее международное право, но часто даже поощряет подобные процессы.
Босния и Герцеговина: в 1992-1995 годах подростков в возрасте от десяти лет привлекали для участия в боевых действиях на стороне хорватов и боснийских мусульман. Запад активно поддерживал антисербские силы. Сегодня Босния и Герцеговина отнесена ООН к числу 5 стран, население которых исчезает.
Косово: в конце 1990-х в албанской Армии освобождения Косово 10% бойцов были несовершеннолетними. Вашингтон и Брюссель поддерживал боевиков. Сегодня этот провозгласивший независимость регион живет за счет дотаций из-за рубежа. Через Косово проходит до 80% всех наркотиков, поставляемых в страны Европы
Сирия: в этой стране в ходе гражданской войны антиправительственные формирования, по данным Human Rights Watch, нередко используют детей в качестве снайперов или смертников. Запад поддерживает противников Асада. Сегодня страна пребывает в состоянии полураспада и полностью разрушена.
Украина на очереди?
Украинские политики должны бы были знать, что, вовлекая подростков в свои военно-политические затеи, они рискуют получить в будущем целое поколение граждан, психологически не способных "вернуться с войны". Все эти игры с оружием детское сознание воспринимает всерьез. Разочарование, которое неизбежно настанет, может навсегда поселить в их душах отчужденность и злость на весь окружающий мир.
И самое печальное, что украинские политики и СМИ словно не видят: своими противоречивыми заявлениями они усугубляют ситуацию.
Более того, если раньше руководители страны вселяли хоть и призрачную, но надежду, то сегодня фактически не предлагают ничего, кроме вражды.
В 1991 году они кормили свой народ сказками о "сытой независимости". Мол, построим собственное государство, и сразу заживем хорошо.
Когда стала очевидна абсурдность этой идеи, с начала 2000-х принялись пропагандировать евроинтеграцию. Рассказывали народу о реках благоденствия, которые потекут с Запада, лишь только будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС. Сейчас и в этом вопросе пришло понимание тщетности надежд.
И теперь киевские политики уже не предлагают никакого будущего вообще. Только создают образ врага (естественно, из России и ее сторонников на Украине), который должен быть причиной всех бед. Но когда ищут виновных — это признак, что общество окончательно зашло в тупик. С этого момента неизбежно начинается процесс саморазрушения.
Так было с "Третьим Рейхом", который начал с идеи превосходства немцев и национального возрождения, а закончил отправкой в фольксштурм четырнадцатилетних подростков, не предлагая им ничего, кроме смерти.
Эти путем идет Украина, говоря о мире и вовлекая двенадцатилетних в военные приготовления.