RSS Распечатать

Как в наше время можно стать первопроходцем по примеру великого мореплавателя

Как в наше время можно стать первопроходцем по примеру великого мореплавателя<br />
Ровно 495 лет назад, 20 сентября 1519 года, началась кругосветная одиссея команды мореплавателя Фернандо Магеллана. Приобретенный первопроходцами опыт выживания в океане дор сих пор вдохновляет на схватку с морской стихией путешественников – одиночек.
Магеллан и его команда
Как в наше время можно стать первопроходцем по примеру великого мореплавателя
Ровно 495 лет назад, 20 сентября 1519 года, началась кругосветная одиссея команды мореплавателя Фернандо Магеллана. Приобретенный первопроходцами опыт выживания в океане дор сих пор вдохновляет на схватку с морской стихией путешественников – одиночек.
Морские трагедии
20 сентября испанский порт Санлукар покинула небольшая флотилия, состоящая из пяти судов – «Сантьяго», «Виктории», «Тринидада», «Консепсиона» и «Сан-Антонио». Фердинандо (Фернандо) Магеллан придерживался той же идеи, что и Колумб: Земля круглая. И если все время плыть в одну сторону, то неизменно попадешь в ту же точку, откуда отплыл, только с другой стороны. Командор направил свои корабли на юго-запад и вскоре ему удалось стать первооткрывателем всего атлантического побережья Южной Америки. В Атлантике мореплавателем впервые была применена его новая система сигнализации, так что ни один корабль во время пересечения океана не потерялся. Правда, в дальнейшем два судна все же были потеряны. И обогнув Южную Америку Магеллан (через открытый им же пролив) вошел в Тихий океан, но уже на трех кораблях.
Впереди путешественников ждал Великий океан. Однако, Всевышний словно решил испытать мореплавателя и его команду на прочность, послав им… полный штиль. Именно за это путешественник назвал океан Тихим. Из-за отсутствия ветра в парусах суда плелись, как черепахи. Поэтому пересечение такого большого пространства заняло целых четыре месяца, за которые корабли прошли 17.000 километров. По этой же причине на судах вскоре съели все, что только можно. Людей мучила цинга и голод, от которых скончались больше половины команды флотилии.
Вскоре командор открыл Филиппинские острова, где принял участие в распрях местных туземцев, которые и отправили его на тот свет. А через три года после отплытия оставшиеся два корабля, «Виктория» и «Тринидад», вернулись домой.
Без паники!
Испанцы выжили, хоть и не все, потому что были людьми отчаянными и верили в свои силы. Чего нельзя было сказать о членах команды французского траулера «Нотр-Дам де Пейраг», наскочившего в мае 1951 года на выступ мола Карно и затонувшего через считанные минуты. Моряки, надев спасательные жилеты, успели покинуть судно. Оставалось совсем малое – добраться вплавь до лестницы на стене мола. Однако, на следующий день на берег волнами выбросило 43 бездыханных тела. Лишь бортовой врач Ален Бомбар уцелел, потому что отчаянно боролся за свою жизнь.
На снимке: Ален Бомбар и Джек Палмер/ Фото: ru.wikipedia.org
Случившееся повергло его в шок. И Ален решил изучить этот феномен – как десятки здоровых людей впали в панику и оказались из-за этого не в силах бороться со стихией, хотя цель была так близка. Вскоре он пришел к выводу, что моряков действительно погубило не море, а неверие в собственные силы и отчаяние, охватившее команду. Ведь все 43 человека оставались на плаву, в спасательных жилетах!
Алена всегда интересовали возможности человеческого организма, оказавшегося в условиях экстрима. И Бомбару удалось собрать множество фактов о смельчаках, оставшихся один на один со стихией, но выживших. После чего он еще раз убедился в собственной мысли о страхе и отчаянии, которые убивают людей в таких ситуациях. А что, если провести эксперимент, задался вопросом Ален, и самому попробовать противостоять морской стихии. Но для практики нужны знания. Полгода Бомбар не вылезал из лабораторий и библиотеки Океанографического музея, изучая все возможности и сам предмет вопроса.
Еще полгода понадобилось на подготовку - на постройку лодки в виде резиновой подковы и ее испытания. Ее он назвал «Еретик» - ведь все, с кем заговаривал Ален о своей затее, называли ее ересью.
Птиц ел сырыми, предварительно общипав
Наконец, в октябре 1952 года началось плавание Бомбара на «Еретике» от Канарских островов до берегов Америки. И в самом же начале путешествия ночью случился шторм. Лодку затопило, и экстремал, как мог, вычерпывал воду шляпой, так как ничего другого у него не было. Через неделю после отплытия поднялся такой ветер, что парус оказался сорванным. Ален заменил его на другой, но новый унесло в море. Пришлось чинить старый.
Еще когда Ален готовился к плаванию, он узнал, что в жилах морских рыб течет пресная «кровь» (лимфа), соли в ее мясе даже меньше, чем в говядине. А планктон, который поглощают киты, вообще можно спокойно есть в сыром виде. Да и морскую воду можно пить, правда, понемногу. Поэтому он с успехом ловил рыб самодельным гарпуном, привязав нож к палке. Кости он использовал в качестве рыболовных крючков. Клев был хорошим, так как непуганая никем в океане рыба сама бросалась на любую наживку. А летучие рыбы – те вообще сами залетали в лодку. Иногда ему удавалось поймать птиц, которых он ел сырыми, предварительно общипав. Воду он выжимал из тех же рыб специально сконструированной им еще перед плаванием «рыбокосовыжималкой» - благо недостатка в обитателях морских глубин он не испытывал. Время от времени пил он и морскую воду. Иногда получалось собрать росу с паруса. А через месяц одиссеи ему повезло – начался такой ливень, который помог ему запастись несколькими литрами пресной воды. Однако, когда дождь зарядил на пятеро суток, Ален начал страдать уже от избыточной влажности.
Но не все было так просто: из-за палящего солнца, грубой пищи и соли Алан весь покрылся мелкими гнойниками и нарывами, которые образовывались даже под ногтями. Ноги при этом остались почти без кожи и на них выпали четыре ногтя. А вскоре не стало ветра, и накатила безумная жара. Все это довело Бомбара до такого состояния, что он уже простился с жизнью и написал завещание. И тут (нет, ему не показалось) он увидел землю…
65 дней (!) Ален провел в открытом океане, похудев на 25 кг. Он стал первым, кто в одиночку пересек на резиновой лодчонке Анлантику, и прославился на весь мир. Всю последующую жизнь ему приходили письма (всего их было более 10.000), в которых он получал слова благодарности от людей, сумевших превозмочь себя и остаться в живых на море во время катастроф только благодаря примеру, который явил свету Ален Бомбар.
Пять месяцев кошмара
На снимке: Лим Пун/ Фото: ru.wikipedia.org
Еще за 10 лет до Бомбара проверил свою силу духа в борьбе с морской стихией (правда, уже не по своей воле) стюард торгового британского судна Ben Lomond Лим Пун. Во время Второй Мировой войны «волчьи стаи» немецких подлодок старались потопить все, что плавало под флагами антигитлеровской коалиции. Не избежало печальной участи и Ben Lomond, отправившееся в Суринам из Кейптауна. Оно было потомлено торпедами немецкой субмарины недалеко от Бразилии. Пуну вовремя удалось надеть на себя спасательный жилет и покинуть тонущее судно. И первое испытание не заставило себя ждать. Необходимо было немедленно отплыть от погружающегося в морскую пучину Ben Lomond. Иначе гигантская воронка затянула бы моряка. К тому же, невдалеке виднелась шлюпка со спасшимися. Однако, как ни пытался он доплыть до спасительной шлюпки, этого ему так и не удалось – дало о себе знать волнение на море.
Лим не помнил, сколько времени прошло – час, два или пять. Он уже стал терять надежду на спасение. Но тут (о, чудо!) увидел в нескольких метрах от себя небольшой плотик. Подплыв к нему из последних сил, он ухватился за эту хлипкую «соломинку». Два на два метра досок и бревен - плотик представлял из себя весьма жалкое плавательное средство. Но настоящей, просто сказочной находкой были обнаруженные Пуном здесь же галеты и сухари, упакованные в пять жестяных коробок, а также вода в пятилитровом бочонке. И сигнальные ракеты с фонариком.
Пару раз судьба давала Лиму шанс на спасение. Через неделю после начала своей одиссеи он заметил вдалеке судно и безрезультатно выстрелил в небо двумя ракетами. А еще через какое-то время он давал «салют» уже американскому патрульному самолету. Однако, и на этот раз все оказалось тщетно: никто не увидел этих залпов. Но стюард не пал духом. Подобно Робинзону Пун делал зарубки на бревне. Через месяц стало ясно, что так просто океан не собирается его отпускать. Началась настоящая борьба за выживание. Не надеясь на запас воды, моряк изготовил из спасательного жилета приспособление, куда стекала дождевая вода. Но главное, что нужно было сделать, решил Лим, - это постоянно поддерживать хорошую физическую форму. Для этого он плавал кругами, тренируя себя для дальнейших испытаний. Этому не могли помешать даже акулы, которые взрезали своими плавниками воду неподалеку.
«Белобилетник» с плоскостопием
Они лишь настроили его на размышления о вкусе и полезности мяса акул. Так что за пару дней до того, как вода и еда подошли к концу, он решил изготовить нечто вроде удочки для ловли хищной морской охотницы. Из разобранного и бесполезного теперь уже фонарика он извлек прижимную пружину, из которой получились два приемлемых рыболовных крючка. А из пеньковой веревки, предварительно распустив ее, Лим сделал подобие лески. Наживку он изготовил из последних галет.
Из первой пойманной рыбины получилось большое количество наживки. И вот свершилось: на крючок попалась гроза морей и океанов, небольшая, правда, но все-таки акула. Чего стоило отважному моряку вытащить ее из воды – одному Богу известно. Ему понадобилось еще некоторое время для того, чтобы «успокоить» ее несколькими ударами доски. Ловил он и обычную макрель. Дело пошло: каждый день Лим рыбачил, а улов вялил на солнце про запас.
Но стихия словно издевалась над ним, посылая штормы и палящее солнце. А несколько раз, совершая утренний заплыв, он попадал в угрожающие ситуации, когда поднявшийся ветер относил от него плотик. Догонять его Пуну удавалось с большим трудом. Почти пять месяцев (!) океан носил Лима по своим просторам. Но Бог смилостивился над отважным моряком: в начале апреля 1943 года он заметил лодку с парусом и истратил на то, чтобы привлечь к себе внимание, последнюю ракету – на этот раз удачно. Рыбаки, оказавшиеся в лодке, вышли в море из порта Сан-Паулу – туда-то они и доставили бедолагу. Стюард сильно исхудал, у него были боли в глазах и зубах, а о расстроенной системе пищеварения и говорить было нечего. Однако, через месяц пребывания в военном госпитале Пун был здоров. Вскоре ему вручили высшую награду Британской империи за отвагу для гражданских лиц. В конце войны Гарри Трумен даже издал специальный указ, разрешающий Лиму работать и жить в США. А в 1949 году Пун написал рапорт о принятии его во флот. Но врачи отказали ему, обнаружив у отважного моряка… плоскостопие.
Снимок в открытие статьи: португальский путешественник Фернандо Магеллан. Репродукция Фотохроники ТАСС с гравюры, 1951 год.


Источник

Тематики: Эпоха великих открытийМорской флот

26.09.2014


 


Голубов

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae