Украина стала зоной бедствия для многих больных тяжелыми и редкими болезнями. Теперь людям приходится везти себе лекарства из-за рубежа. В Украине таких не купишь, потому что у нас им не позволили получить лицензию.
Как говорится в сюжете программы "Гроші", напугать мировых производителей препаратов смог Алексей Соловьев - председатель Государственной службы лекарственных средств. Именно его ведомство раздает лицензии на торговлю иностранными лекарствами в Украине и проверяет качество производства отечественных препаратов.
Как рассказывает глава благотворительного фонда "Пациенты Украины" Дмитрий Шерембий, принципиальности Соловьева - нет границ. Например, ввоз препаратов для онкобольных детей Соловьев блокировал только потому, что документы были написаны 13-м шрифтом, а не 14, пишет ТСН.
Эксперты рынка также разоблачают огромные коррупционные схемы: за получение лицензии на оптовую торговлю надо отдать 3,5 тысячи долларов; за лицензию на розницу - 1000 долларов. Также есть отдельная такса за быстрое прохождение и вывод о качестве лекарственных средств.
Следовательно, контроллеры лекарств собирали на больных украинцах миллиарды гривен в год. Чтобы собрать такие деньги, Гослекслужбу превратили в настоящего монстра. Чиновники выдавали лицензии на опт и розницу.
А чтобы лишние начальники не путались под ногами, службу даже вывели из состава Минздрава. Руководил ею лично премьер-министр Николай Азаров. Из-за бешеной коррупции лекарства, которые на самом деле могли бы помогали людям - до сих пор стоят в подвалах, потому что не могут получить лицензию. А вот лекарства тех, кто не заботится об эффективности, но дает деньги - можно найти на полках аптек.
"Если они берут взятки и закрывают глаза на халатное производство - эти препараты люди пьют в больницах, не выздоравливают и умирают. Это конкретный инструмент убийства и по другому его не надо называть", - говорит Шерембий.
Интересно, что после отставки Азарова его протеже Соловьев работал еще несколько месяцев. Но когда пациенты начали штурмовать Кабмин, главного контролера над лекарствами таки сняли и заменили. Однако коррупционная схема продолжает работать.
Новое руководство Госслужбы удивляется ужасной репутации своей структуры, но до сих пор не готово ответить на простой вопрос, изменится ли что и будет ли сломана система.