Синдром сына-идиота

02.10.2013
Синдром сына-идиота - Похоронный портал

Японцы нередко передают семейный бизнес не детям, а чужим людям

Немало в Стране восходящего солнца такого, что и не снилось западным мудрецам. Один из многочисленных и загадочных, на первый взгляд, нюансов японской жизни – усыновления. Причем не усыновления детей, в чем нет ничего необычного и происходит по всему свету, а усыновления в зрелом возрасте. 

Притупление талантов

Все становится на свои места после изучения статистики. Многие такие усыновления происходят в семьях бизнесменов.

Все дело, оказывается, в том, что в Японии сохраняют семейный бизнес не так, как во всем остальном мире. Его нередко передают по наследству не родным сыновьям, а усыновленным как раз с такой целью сообразительным и энергичным молодым людям.

Считается, что бизнес, переданный по наследству своим биологическим детям, ждет незавидная участь, и он будет во многом проигрывать конкурентам. Едва ли японцы позаимствовали эту идею у знаменитого американского промышленника 19 века Эндрю Карнеги, который как-то сказал, что унаследованное богатство притупляет таланты и уменьшает энергию - хотя бы потому, что у них эта традиция существует уже много веков.

Многократные исследования подтверждают афоризм Карнеги. Хотя, конечно, без исключений не обходится, но все же компании, управляемые биологическими наследниками, чаще уступают компаниям, во главе которых не стоят родные и близкие ушедшего на покой владельца.

Япония здесь является, на первый взгляд, исключением. Но исключением лишь до тех пор, пока не начинаешь разбираться и не узнаешь, что нередко «наследниками» в Стране восходящего солнца становятся усыновленные молодые люди, которых отбирали по профпригодности.

Синдром сына-идиота

В Японии так же, как в Китае, есть немало уникального и неповторимого. К примеру, именно на Японских островах находится старейшая на планете компания, гостиница Hoshi Ryokan, основанная в 717 году. Этим маленьким предприятием 13 столетий управляют потомки основателя. Строительная компания Kongo Gumi на целых сто лет старше. Она находится на рынке астрономические 1400 лет. Этой компанией руководили сотни наследников до 2006 года, когда управление перешло к «чужим» людям.

Многие семейные фирмы: автомобилестроительная Suzuki, финансовая Matsui Securities или пивоваренная Suntory являются исключениями из закона о постепенно вырождающихся представителях династии. Это правило довольно жестоко называют «синдромом сына-идиота».

Ответ на вопрос, как же живут и процветают семейные японские фирмы, прост: при помощи усыновлений. В позапрошлом году в Стране восходящего солнца были зарегистрированы свыше 81-й тыс. усыновлений и удочерений. Это один из самых высоких показателей в мире. Среди очень сильно преобладающих усыновлений с огромным преимуществом «лидируют» взрослые сыновья. Количество их превышает 90% от общего числа усыновленных.

Практика усыновления молодых людей в 20-30-летнем возрасте используется для спасения японских семей, у которых имеются проблемы в плане биологии, и для того, чтобы получить наследника, который продолжит семейный бизнес.

«Этот обычай встречается только в Японии, - говорит Викас Меротра, профессор канадского университета Альберта, написавший об этом необычном японском феномене несколько научных работ, - и нигде больше».

Конечно, на японские взрослые усыновления уже неоднократно обращали внимание, но, по мнению Меротры, еще никто не пытался изучить их воздействие на конкурентоспособность компаний. Профессор Меротра утверждает, что обычай взрослого усыновления вовсе не является пережитком старины: такие усыновления широко практикуются и сейчас, в 21 веке. Он заинтересовался результатами передачи семейного бизнеса усыновленным наследникам и пришел к очень неожиданному, на первый взгляд, выводу. По его мнению, преимущества передачи дел неродным детям слишком преувеличены. Существует немало примеров вполне удачного ведения дел и в по-настоящему семейных фирмах, где бизнес доставался биологическим детям, а не усыновленным. 

Нелегкая задача

Не исключено, что объяснение неожиданной конкурентоспособности семейных фирм лежит не в самой ошибочности идеи взрослого усыновления, а в ошибках ее осуществления. Выбрать подходящего наследника не так просто, как кажется. Особенно сейчас, когда из-за снижающегося уровня рождаемости в Японии все больше семей с одним ребенком. По деловым способностям женщины нередко не уступают мужчинам, но в Японии - так  же, как, скажем, в Великобритании и, наверное, даже более, чем там, сильны традиции. Женщины вполне успешно могут управлять семейным и иным бизнесом из кулуаров, но во главе компании в японском патриархальном обществе обязательно должен стоять мужчина.

Существуют многочисленные агентства знакомств, которые занимаются поисками подходящих пар и собирают по всей стране честолюбивых молодых людей и дочерей бизнесменов с целью создания семейных пар.

О равноправии женщин в японском обществе - по крайней мере, о равноправии фактическом, а не формальном - до сих пор не может идти и речи. Но будущим владельцам семейных компаний тоже приходится идти на жертвы. Причем, для японцев - жертвы немалые, потому что в Стране восходящего солнца очень уважительно относятся к фамилиям, которые усыновленным приходится, увы, менять на фамилии жен. Только в таком случае после свадьбы их усыновляют семьи их жен. Подобные браки по расчету в Японии называются «микоёши».

Между прочим, люди, организующие такие браки, не считают их исключительно бизнесом. Если жених с невестой не любят друг друга, то ни о какой свадьбе не может быть и речи, потому что как семейная жизнь, так и семейный бизнес обречены в таком случае на провал.

Чико Дате, одна из нескольких десятков консультантов по микоёши, утверждает, что она за последние 10 лет организовала сотни подобных браков. Все клиенты оставались довольны, разводов не было. Кандидатов на роль «чужого сына» она отбирает только из представителей среднего и высшего классов. На всякий случай, естественно, семьи невест тщательно проверяют кандидатов на руку их дочерей и семейный бизнес. В первую очередь проверяется, нет ли у них долгов, и их сексуальная ориентация. Если выяснится, что жених – гей или имеет большие долги, то свадьбу тут же отменяют.

Викас Меротра считает, что, возможно, и спорный, но в целом интересный обычай никогда не приживется в Китае, потому что в Поднебесной его считают варварским, нецивилизованным.

В Японии же обычай взрослых усыновлений процветает. За успешными примерами далеко ходить не нужно. Взять, например, автомобильную компанию Suzuki, которая была основана в 1909 году, в разгар шелкового бума, и называлась тогда Suzuki Loom Works. Сейчас компания входит в десятку самых крупных автопроизводителей в мире и занимает в ней 9-е место. Нынешний исполнительный директор компании, Осами Сузуки, является четвертым по счету усыновленным руководителем семейного дела.

Очень известной финансовой компанией Matsui Securities, обеспечивающей сейчас безопасность торговых сделок в Интернете и созданной в 1931 году, тоже руководит  Мичио Матсуи - четвертый президент компании, усыновленный и вынужденный отказаться от своего имени. До усыновления он был Мичио Мутай.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика